Где родился кирилл туровский. Литературное наследие святителя кирилла туровского. Общественная жизнь и культурное наследие Кирилла Туровского

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ родился [около 1130 - около 1182, город Туров] - церковный писатель, епископ.

В «Житии» Кирилла Туровского, помещенном в «Прологе» (по списку XV века), сообщается, что он родился в г. Турове, был сыном богатых родителей, но, не любя «славы тленной мира сего», посвятил себя чтению «божественных книг», рано стал монахом, затворился в «столпе» (башне) и вел уединенную жизнь аскета.

По желанию князя и народа Кирилл Туровский был поставлен Tуровским епископом. К этому последнему периоду жизни писателя относит­ся его литературная деятельность. Церковным писателем написаны притча о душе и теле («О слеп­це и хромце» ), повесть о беспечном царе и его мудром советнике, сказание об ино­ческом образе, восемь «слов» (речей) на церковные праздники, ряд молитв и два канона. Известно, что Кирилл Туровский писал «многие» послания князю Андрею Боголюбскому, на­писал обличение ереси ростовского еписко­па Федора, но эти сочинения не сохрани­лись. Общий объем творчества Кирилла Туровского еще не выяснен.

Он был крупнейшим мастером торжест­венного церковного красноречия. По востор­женному отзыву составителя проложного «жития» Кирилла Туровского он почитался как второй «Златоуст, паче всех воссиявший нам на Ру­си».

Его сочинения пользовались большим уважением в древней Руси, они включа­лись в рукописные сборники проповедей и поучений («Златоуст», «Торжественник»), содержащие преимущественно сочинения знаменитых византийских писателей - «от­цов церкви» Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Федора Студита и других. Авторитет­ным именем Кирилла Туровского древнерусские книжни­ки неоднократно подписывали произведения, ему не принадлежавшие.

Сочинения Кирилл Туровский были известны у южных славян, и некоторые из них дошли до нас в болгар­ских и сербских списках.

«Слова» и гимнографические сочинения Кирилла Туровского отличались высоким поэтическим пафо­сом, торжественным «витийством», сложной символикой, стиль их изобиловал аллегори­ческими уподоблениями, метафорами, ритори­ческими восклицаниями, драматическими диалогами. Высокообразованный писатель, изучивший греческий язык, он с боль­шим искусством переносил в древнерусскую литературу и развивал старинные традиции византийских церковных ораторов. Показа­тельным для творчества Кирилла Туровского было его стремление к символическому толкованию явлений природы. Так, в «Слове на Фоми­ну неделю» Кирилл Туровский создает стройную сим­волическую параллель между весенней кар­тиной пробуждающейся природы и духов­ным обновлением человечества, наступив­шем с принятием христианства.

Поучительные его «слова» были далеки от окружавшей его социальной действитель­ности. Но Кирилл Туровский не чуждался литературной полемики: в иносказательной форме талму­дической притчи «О слепце и хромце» он написал памфлет на ростовского епископа Федора, стремившегося к автономности своей епископской кафедры, и, возможно, - на под­держивавшего его князя Андрея Боголюбского. Популярность на Руси весьма слож­ных по содержанию и стилю сочинений Кирилла Туровского. является показателем высокого раз­вития древнерусской книжной и читательской культуры.

Биография

Ранние годы

Сведений о его жизни немного. В рукописных прологах сохранилась его житие - каноническая церковная биография: «Сей блаженный Кирилл родился и вырос в городе Турове . Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Получил хорошее домашнее воспитание, позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие .

Рано стал послушником одного из туровских монастырей. В 1161 году принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре . После чего, как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, он ушёл в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные ». Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником» (закрылся в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам). Там он не только созерцал мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения.

Епископство

Богословские труды Кирилла принесли ему известность и он, по требованию князя и горожан, был рукоположен в епископа города Туров. Согласно сообщению Ипатьевской летописи , это произошло в 1169 году .

В 1169 году Кирилл был участником церковного собора , осудившего епископа Феодора, занявшего Владимиро-Суздальскую кафедру , и пытавшегося отделиться от Киевской митрополии используя славолюбивые планы князя Андрея Боголюбского . Кирилл Туровский остроумно обличил ересь Феодора и проклял его, а Андрею Боголюбскому написал ряд посланий на эту тему, которые, однако, не сохранились.

11 августа 1169 года в день празднования 200-летия преставления святой княгини Ольги читал созданные им канон и стихиры в Софийском соборе в Киеве при золоченной раке равноапостольной княгини.

Завещал похоронить себя рядом со своими учителями у церкви святителя Николы в Турове.

Литературная деятельность

Желая посвятить себя написанию богословских сочинений, святитель Кирилл оставил Туровскую кафедру и стал вести уединённый образ жизни. В этот период им были написаны «Слова» на весь годичный круг Господских праздников , часть из которых сохранилась до нашего времени.

По мнению исследователей (И Ерёмина, В. Чемерицкого), литературному наследию Кирилла Туровского принадлежат 8 слов-проповедей, 2 притчи про душу и тело, или про слепого и хромого (краткая и полная редакция), 2 проповеди про монашеский чин и ангельский образ, 2 послания к Василию, игумену Печёрскому, 2 канона и около 30 исповедальных молитв, где с наибольшей глубиной проявилась личность писателя, его духовные переживания.

Умер просветитель в последнее десятилетие 12 века. его память православная и греко-католическая церковь почитает 28 апреля (11 мая по юлианскому календарю).

Литературное наследие

Произведения Кирилла Туровского приобрели большую популярность на Руси и распространялись в списках XII-XVII веков. Его молитвы печатались в Беларуси в «Евангелии учительном» (Заблудов , 1569 год) Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца , в «Молитвах повседневных» (Вевис , ; Вильно , ) и др. изданиях. В 1825 году К. Калайдович издал 15 произведений Кирилла в «Памятниках российской словесности XII в.». Позднее, епископ минский и туровский Евгений издал собрание его произведений в переводе на русский язык (Киев , 1880 год). Академическое издание литературного наследия белорусского просветителя осуществил И. Ерёмин в - годах. Ю. Лабынцев переиздал факсимильным способом (1956 год) молитвенные произведения Кирилла из виленского издания «Молитвы повседневные»

Литературное мастерство святителя Кирилла было высоко оценено современниками и потомками: его «Слова» и поучения входят в состав многих сборников (в том числе и в Торжественник ) наряду с сочинениями византийских богословов и проповедников. По одной из версий - автор «Слова о полку Игореве », хотя большинством историков это признано маловероятным.

Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове , Гомеле и Минске , его имя носит Минская духовная академия . Наряду с Ефросиньей Полоцкой является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

Напишите отзыв о статье "Кирилл Туровский"

Примечания

Литература

  • Ерёмин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Я. С. Лурье . - 1962. - Т. 18. - С. 50 - 58. - 608 с. - 1 400 экз.
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кирилл Туровский

Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?

Свя-ти-тель Ки-рилл, епи-скоп Ту-ров-ский, ро-дил-ся в 30-х го-дах XII ве-ка в го-ро-де Ту-ро-ве на ре-ке При-пя-ти у бо-га-тых ро-ди-те-лей.

С ма-лых лет свя-той Ки-рилл с усер-ди-ем чи-тал свя-щен-ные кни-ги и до-стиг глу-бо-ко-го по-ни-ма-ния их. Он учил-ся не толь-ко у рус-ских, но и у гре-ков. В зре-лом воз-расте свя-той Ки-рилл от-ка-зал-ся от на-след-ства и при-нял по-стриг в Ту-ров-ском Бо-ри-со-глеб-ском мо-на-сты-ре. Он мно-го под-ви-зал-ся в по-сте и мо-лит-ве и учил ино-ков пол-но-му по-слу-ша-нию игу-ме-ну: инок, ко-то-рый не на-хо-дит-ся в по-слу-ша-нии у игу-ме-на, не ис-пол-ня-ет сво-е-го обе-та и по-то-му не мо-жет спа-стись.

Со-хра-ни-лось три со-чи-не-ния свя-то-го Ки-рил-ла об ино-че-ской жиз-ни, од-но из ко-то-рых - "Ска-за-ние о чер-но-риз-ском чине от Вет-хо-го За-ко-на и от Но-во-го" - мо-жет быть от-не-се-но ко вре-ме-ни пре-бы-ва-ния его в мо-на-сты-ре.

Через неко-то-рое вре-мя свя-той Ки-рилл уда-лил-ся в за-твор на столп, где еще бо-лее уси-лил по-дви-ги и "мно-га Бо-же-ствен-на Пи-са-ния из-ло-жи". Мно-гие об-ра-ща-лись к нему за со-ве-том в ду-хов-ной жиз-ни.

Свя-тость жиз-ни и вы-со-кая про-све-щен-ность свя-то-го Ки-рил-ла об-ра-ти-ли на него все-об-щее вни-ма-ние, и его из-бра-ли на Ту-ров-скую ка-фед-ру. В 1169 го-ду свя-ти-тель Ки-рилл при-ни-мал уча-стие в со-бо-ре, осу-див-шем епи-ско-па Фе-о-до-ра, ко-то-рый за-нял Вла-ди-ми-ро-Суз-даль-скую ка-фед-ру и пы-тал-ся от-де-лить-ся от Ки-ев-ской мит-ро-по-лии. Свя-ти-тель Ки-рилл об-ли-чил ересь Фе-о-до-ра и со-ста-вил мно-го по-сла-ний к свя-то-му кня-зю Ан-дрею Бо-го-люб-ско-му (па-мять 4 июля), в ко-то-рых по-учал его и на-став-лял по по-во-ду цер-ков-ных нестро-е-ний в Ро-стов-ской зем-ле.

По люб-ви к уеди-не-нию свя-ти-тель Ки-рилл оста-вил ка-фед-ру (до 1182 го-да, под ко-то-рым упо-ми-на-ет-ся уже епи-скоп Ту-ров-ский Лав-рен-тий) и пол-но-стью по-свя-тил се-бя пи-са-нию ду-хов-ных со-чи-не-ний. Он со-ста-вил, ве-ро-ят-но, сло-ва на весь го-дич-ный круг Гос-под-ских празд-ни-ков, но не все они со-хра-ни-лись. По-уче-ния свя-ти-те-ля Ки-рил-ла по-ме-ща-лись в сбор-ни-ках на-ря-ду с древни-ми свя-то-оте-че-ски-ми тво-ре-ни-я-ми.

Скон-чал-ся свя-ти-тель Ки-рилл 28 ап-ре-ля око-ло 1183 го-да. От совре-мен-ни-ков он по-лу-чил име-но-ва-ние рус-ско-го . Сам свя-ти-тель о се-бе сми-рен-но го-во-рил: "Я не жнец, а со-би-раю ко-ло-сья; я не ху-дож-ник в книж-ных де-лах", - все-гда, од-на-ко, со-зна-вая вы-со-ту свя-ти-тель-ско-го слу-же-ния, на ко-то-рое по-ста-вил его Гос-подь: "Ес-ли бы го-во-рил я от се-бя, вы де-ла-ли бы хо-ро-шо, не при-хо-дя в храм. Но я воз-ве-щаю вам Сло-во Гос-по-да, чи-таю вам гра-мо-ту Хри-сто-ву... Я раз-даю сло-ва Бо-жии, луч-шие зо-ло-та и до-ро-гих ка-ме-ньев, бо-лее слад-кие, чем мед и сот, и вы ли-ша-е-тесь их, не при-хо-дя в цер-ковь,.. но вас, при-хо-дя-щих, хва-лю и бла-го-слов-ляю".

См. так-же: "" в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь святителю Кириллу, епископу Туровскому

Благоче́стия ревни́телю и рачи́телю,/ и́ноков и сто́лпников похвало́,/ святи́телю Ту́ровския па́ствы, пресла́вне,/ златослове́сный учи́телю,/ све́тлым уче́нием Богоразу́мия своего́ просвети́вый концы́ ру́сския,/ в моли́тве к Бо́гу благода́тный гре́шников споспе́шниче,/ Кири́лле Богому́дре, моли́ Христа́ Бо́га/ утверди́тися нам, сооте́чественником твои́м,// во Правосла́вии, благоче́стии и единомы́слии.

Перевод: ревнитель и поборник, монахов и честь, святитель Туровской , преславный, одаренный красноречием учитель, светлым учением своего просветивший все концы русской земли, в молитве к Богу благодатный помощник грешников, Кирилл Богомудрый, моли Христа Бога утвердиться нам, соотечественникам твоим, в Православии, благочестии и единомыслии.

Величание святителю Кириллу, епископу Туровскому

Велича́ем тя,/ Ту́ровский подви́жниче и святи́телю Кири́лле,/ златослове́сный Росси́йский учи́телю,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо еси́ усе́рдный пред Бо́гом предста́тель за род наш// и те́плый моли́твенник о спасе́нии душ на́ших.

Молитва святителю Кириллу, епископу Туровскому

О, преди́вный подви́жниче, пресла́вный святи́телю, златослове́сный Росси́йския земли́ учи́телю, вели́кий уго́дниче Бо́жий, Кири́лле! Измла́да Вы́шних благ взыску́я, зна́тность ро́да и земна́я бога́тства, я́ко уме́ты, вмени́л еси́, блаже́нне, возлюби́л же еси́ всем се́рдцем нищету́, бде́ние, поще́ние, смире́ние, скорбь и тесноту́ и́ночества, еще́ же и вя́щший Христа́ ра́ди по́двиг подъя́л еси́, восше́д на столп, досточу́дне! Му́дрствуя Го́рняя, испыту́я, что есть во́ля Бо́жия, блага́я, уго́дная и соверше́нная, непреста́нно ду́шу и се́рдце пита́л еси́ Боже́ственными уче́ньми. Умоле́н быв архипа́стырем бы́ти, вои́стинну до́бре упа́сл еси́ Ту́ровскую па́ству твою́, пита́я ее́ здра́выми уче́ньми Правосла́вныя ве́ры и приводя́ к Ца́рствию Небе́сному. Те́мже яви́лся еси́ и́ноков вождь, подви́жников сла́ва, Правосла́вия столп, Це́ркви росси́йския свети́ло, па́стырем и архипа́стырем о́браз, всем ве́рным до́брый руководи́тель к и́стине и пра́вде. Ве́лиим показа́лся еси́ в Ца́рствии Бо́жием, вся бо запове́данная Бо́гом сам неле́ностно сотвори́в, и пре́дков на́ших научи́л еси́ твори́ти. Сего́ ра́ди, к тебе́, Богому́дре Кири́лле, воспева́я просла́вльшагося в тебе́ Бо́га, прибега́ем и, чту́ще твою́ па́мять, мо́лимся: бу́ди хода́тай за нас, недосто́йных, пред Го́сподом Бо́гом. Твои́ми моли́твами и заступле́нием да утверди́тся в нас и́стинный дух живо́й ве́ры и свята́го благоче́стия, да сохрани́мся все мы благода́тию Бо́жиею от неве́рия, неправове́рия и суеве́рия, от нра́вственнаго шата́ния и духо́вной не́мощи. Вели́кий уго́дниче подви́жниче Христо́в! Моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да издре́вле изоби́льно обита́вшия в Росси́и стремле́ние к вы́сшему нра́вственному соверше́нству, любо́вь к и́ночеству, забо́та о благосостоя́нии церкве́й и благоле́пии хра́мов, ре́вность о благочи́нии богослуже́ния церко́внаго вы́ну пребыва́ют достоя́нием на́шим не ослабева́я, не умаля́ясь, но укрепля́ясь, возраста́я и преуспева́я. Святи́телю Кири́лле! Да бу́дут моли́твами твои́ми в оте́честве твое́м па́стыри слове́снаго ста́да Христо́ва ду́хом горя́щии, Го́сподеви рабо́тающии, а не себе́ угожда́ющии, па́ству, а не себе́ пасу́щии. Да бу́дут они́ до́брыми па́стырями, ду́шу свою́ полага́ющими за о́вцы па́ствы своея́, а не нае́мниками, небрегу́щими о овца́х и при ви́де во́лка бе́гающими и оставля́ющими о́вцы на расхище́ние. Ты, блаже́нне Кири́лле, и сло́вом и писа́нием учи́л еси́ дре́вле князе́й и всех люде́й Росси́йския земли́ ходи́ти досто́йно зва́ния своего́. При́зри и на нас, пото́мков твои́х, чад и ученико́в, и умоли́ Бо́га, да низпошле́т стране́ на́шей тве́рдость и благоустрое́ние, зако́нам на́шим свя́тость и си́лу, прави́телем и судия́м му́дрость, усе́рдие, безкоры́стие и нелицеприя́тие. Испроси́ у Всеще́драго Бо́га всем нам и коему́ждо поро́знь благопотре́бная, я́же к животу́ и благоче́стию: не́мощным в ве́ре и до́брых де́лех укрепле́ние, па́дшим восста́ние, подвиза́ющимся до́бре преуспе́яние. Да не оскудева́ют в роди́телех согла́сие, любо́вь, взаи́мное уваже́ние, друг о дру́ге благопопече́ние, в рожде́нии чад Бо́жие благослове́ние. Ча́да, воспита́нныя в стра́хе Госпо́днем, да уразуме́ют прему́дрость Бо́жию и да младе́нствуют зло́бою, а не умо́м. Детоводи́тели и наста́вники да избы́точествуют в ве́дении и во вся́ком чу́встве, па́че же да изоби́луют благоче́стием и о бла́ге и́стиннем дете́й попече́нием. Пречу́дный святи́телю Кири́лле! Сам зри́ши страну́, в не́йже роди́лся еси́ и в не́йже мно́го потруди́лся еси́; зри́ши наро́д, его́же дре́вле просвети́л еси́. Сам ве́си, я́же тре́буем, ве́си на́ша не́мощи и согреше́ния. Бу́ди же нам помо́щник, покрови́тель, засту́пник и управи́тель жи́зни на́шея. Да под твои́м покро́вом и заступле́нием досто́йно бу́дем сла́вить Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святителю Кириллу, епископу Туровскому

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и заповедей Евангельских изрядный ревнителю, всея Русския земли златословесный учителю, прославляем тя, ходатая о всех, с верою усердно к тебе прибегающих, яко ты предстоиши со дерзновением Святей Троице, моли о нас, недостойных чадех твоих, да в твёрдости Православныя веры и добродетели поживем и со умилением тебе воспоем:

Икос 1

Ангельскому житию от младенчества научался у боголюбивых родителей рода знатнаго, обаче не любляше ни богатства, ни славы тленныя, ни утех мира сего, вся, яко уметы, вменил еси; разумение премудрости книжной от изрядных учителей греческих восприяв, и паче же ум свой от юности прилежно к учению Божественнаго Писания и книг священных устремив, молитву же, уединение и пощение, возлюбил еси, Кирилле. Ныне и нас к добродетелем таковым подвигни, благодарно поющих ти:
Радуйся, града Турова отрасль чудная, принесшая плод добрый; радуйся, яко Единаго Господа и заповеди Его от лет юных возлюбил еси.
Радуйся, яко благочестивых родителей своих прилежанием к учению утешил еси; радуйся, яко от учителей, именитых греков, книжный разум восприял еси.
Радуйся, в книжней мудрости и богомыслии преуспевый; радуйся, от Святых Писаний премудрость Божию получивый.
Радуйся, творении Златоустаго Иоанна и святых отцев Византии ум свой питавый; радуйся, целомудрие, смиренномудрие и кротость от юности хранивый и чрез все житие свое пронесый.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 2

Видя печальный конец жития плотскаго, мира мятеж презрел еси, скорби же и тесноту иноческия возлюбши, во обитель святаго Николая от дома родительскаго пришел еси, и тамо ангельский образ восприявши, послушания игумену добрый рачитель был еси, непрестанно в молитвах Богу взывая: Аллилуиа.

Икос 2

Разум совершен и безстрастие стяжати желая и вся земная презирая, безценный бисер, Христа, во обители святей обрел еси. Тамо же и сам вскоре сан священный и бремя игуменства подъял еси; иноков же взаимной братской любви и твердому послушанию и самоотречению научал еси. Мы же, ревности по Бозе твоей умиляющеся, яко богомудрому наставнику воспеваем сице:
Радуйся, постом, слезами и бдении молитвенными душу свою удобривый; радуйся, самоотречению и послушанию иноков ревностно учивый.
Радуйся, во основание добродетелей иноческих страх Божий полагавый; радуйся, непрестанную молитву усты и сердцем твоими глаголавый.
Радуйся, яко даром разсуждения братии обители удивлял еси; радуйся, яко словопрений и праздноглаголания удалятися поучал еси.
Радуйся, яко строгостию и увещании безчинных и нерадивых исправлял еси; радуйся, яко о миролюбцах и празднолюбцах неустанно рыдал еси.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 3

Силою свыше укрепляемь, сокровище нетленное для души своей обрел еси, попечение же не токмо об иноцех, но и о сущих в мире имея: обаче всём блуждающим во тьме был еси духовный наставниче и истины проповедниче, ныне же и нас от суеты житейския избави твоими к Богу молитвами, Емуже в простоте сердечней вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имея великое тщание о устроении общаго жития монашескаго во игумены владычния обители Борисо-Глебския епископом Георгием поставлен был и тамо не токмо иноком, но и всем приходящим к тебе людем града Турова ко спасению наставник стал еси, сердцем за них болезнуя и слезами со умилением Вседержителя и Благую Царицу Богородицу о прощении грехов умоляя. Тамже и светом благодатнаго дерзновения исполнился еси, ныне же и нам милости Божия исходатайствуй и научи с любовию взывати ти:
Радуйся, яко кладезь воды живыя, духовную жажду утолял еси; радуйся, яко о спасении кающихся грешников неусыпно Бога просил еси.
Радуйся, яко покаянием обетшавших страстьми к обновлению побуждал еси; радуйся, яко утопающих в похотех из пучины греховныя извлекал еси.
Радуйся, всех скорбных и печальных присное утешение; радуйся, монахов наставниче и подвижников благочестия славо.
Радуйся, и ныне иночество и уединение любящим благодатное вдохновение; радуйся, рачителей благочестия изрядное обогащение.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 4

Бурю вражиих искушений отринув и подвижником христианскаго Востока подражая, игуменство свое оставил еси и, на столп возшед, затворился, и тамо в тесней келлии дни и ночи в молитве проводил еси, сугубым постом и богомыслием себе от суеты мира ограждая, многая Богодухновенная творения тамо написал еси, Бога прославляя ангельскою песнию: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша птиц небесных пение и Божия творения красоту видя, в столпе твоем за весь мир молился еси, мудрствуя горняя и испытуя, что есть воля Божия; собеседник Ангелом был еси, чистоты добротами озарився, Божиим Духом вдохновен, светлыя учения Богоразумия своего и молитвы источал еси, имиже земля Русская просветишася. Мы же подвиги и труды твои ублажаем и ликующе рцем:
Радуйся, блаженне столпниче, затворниче предивный и прехвальный; радуйся, денно и нощно в покаянии и молитве пребывавый.
Радуйся, многии писания и молитвы в назидание нам оставивши; радуйся, златословесный учителю паствы Туровския и всея земли Русския.
Радуйся, яко на крест, тело твое на столп вознесл еси; радуйся, в подвизех твоих помощь от Господа приявый.
Радуйся, среди молвы житейския духа пустыннаго в себе не угасивый; радуйся, талант, от Бога данный, сторицею преумноживый.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 5

Звезду новую на Святой Руси восходящую видя в тебе Господь, ко святительскому служению предуготови тя и по преставлении архиеерея Георгия людей множество с князем Туровским приведе ко столпу твоему молити тя епископом града сего древняго быти. Ты же, отче Кирилле, слезно моляся, всего себе на волю Христу Богу предал еси, и от Негоже ответ получив, со благодарением воспел еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видя в тебе чистыя веры светильник горящий и Истины учителя премудраго проразумевая, архипастырь Киевский Константин по прошению князя Юрия и бояр Туровских, яко достойный сосуд Божией благодати, постави тя на кафедру древнюю града Турова и всея земли Полесския, да просветиши тамо людей, во тьме язычестей пребывающих. Мы же, дивящеся чудному о тебе промышлению Божию, приносим ти благохваления сицевая:
Радуйся, яко святителем блаженным и праведным во епископа наречен был еси; радуйся, яко от святаго иерарха и сам святым соделался еси.
Радуйся, сан высший церковный со смирением приявый; радуйся, архипастырем и пастырем истинный образ кротости явивый.
Радуйся, сонм иерархов Церкви Русския украсивый; радуйся, духом живыя веры и благочестия многих возпламенивый.
Радуйся, яко Христова винограда делатель неусыпный явился еси; радуйся, яко в радость Господа твоего вшел еси.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 6

Проповедник истиннаго благочестия и покаяния явился еси, отче Кирилле, егда не терпя безстудныя праздненства во граде твоем, и яко добрый воин Христов, обличал еси всякия игрища бесовския и плясования языческая, словом премудрым вразумляя заблудшия овцы, верныя же научал еси взывати Единому Истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, отче Кирилле, яко пресветлое солнце пастве Туровския и всея земли Русския, учением православным озаряя сердца христианския, разгоняя тьму суеверия и нечестия. И ныне же, о, златословесный Божественный риторе и учителю, твоих писаний сладостию вси алчущии и жаждущии правды насыщаются и благодарно взывают ти:
Радуйся, учителю Православия и Златоусте земли Русския ко пути спасения нас наставляяй; радуйся, вождю, всех ослепших душевными очима к Христу приводяй.
Радуйся, сеятелю правды, верных от прелести греховныя свободивый; радуйся, адаманте, истинный дух веры и благочестия утвердивый.
Радуйся, от суеверий, ересей и расколов стадо церковное блюстителю; радуйся, кумиров языческих потребителю и пиянства искоренителю.
Радуйся, отпадших и заблудших ко правой вере обращаяй; радуйся, усты твоима, благодати исполнени, словеса златая возвещаяй.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 7

Хотя сохранити единство Церкви Русския, святителю Николаю Мирликийскому подражая, ты, блаженне Кирилле, еретика-епископа и раскольника Суздальскаго Феодорца, за укоризну тако нарицаемаго, яко Ария безумнаго на соборе Киевском обличил еси и вкупе со всеми иерархами анафеме того предал еси, Богу же, Духом Святым содействующу в деле правом, благодарне воспел еси победную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго стража чистоты Православия для всей земли Русской постави тя Господь, Духом Истины лживое учение и нечестие еретическое победив, великаго князя Андрея боголюбивым истинно быти призывал еси, отче Кирилле; в духовней мудрости того окормляя яко чадо церковное, темже и мы укрепляемы молитвами твоими, смиренно взываем ти:
Радуйся, единства Святыя Руси благодатное охранение; радуйся, святых отец наших похвало и наше утешение.
Радуйся, благостояния храмов Божиих усердный ревнителю; радуйся, народных треволнений и церковных разделений усмирителю.
Радуйся, миротворче нарочитый, миролюбия наставниче; радуйся, Церкви Русския немеркнущий истины и любви светильниче.
Радуйся, правителем и судиям мудрыми и безкорыстными быти внушавый; радуйся, за умилостивление враждующих молитву Богу, яко фимиам, приносивый.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 8

Странное чудо и боголепное зрится, яко усердием твоим новый храм великий на горе Замковой созидается, и Вера Православная не токмо в граде Турове, но и на всей Белой Руси укрепляется. Мы же, усердно чающе устроения в сердцах наших обителей Духа Святаго, токмо с тобою, богомудре Кирилле, от устен скверных дерзаем Зиждителю нашего спасения единым гласом вопити: Аллилуиа.

Икос 8

Весь закон, яже по Бозе жития в себе явлен имея, наставник и проповедник предивен и искусен, ты, блаженне Кирилле, воистинну Златоустом всея Руси явился еси. Многа душеполезна поучения на Писания Евангельская и пророческая, иже чтутся на праздники Господни, такожде к Богу молитвы на всяк час и день седмицы, канон покаянен, святым похвалы, наставления монахом и пастырем и ина множайшая написал еси и Церкви Русской предал еси во время свое; темиже и ныне всем верным показуеши правы стези ко Царствию Христову, да тебе яко учителю богомудрому благодарно взывают:
Радуйся, церковныя проповеди неустанный блюстителю; радуйся, великий риторе Православия и Богопознания духовнаго на Руси насадителю.
Радуйся, яко о благочинии служения церковнаго усердно ревнуеши; радуйся, яко река разумнаго рая, спасительным учением всю Русь напояеши.
Радуйся, яко уста змия лукаваго присно заграждавши, а верных на духовныи подвиги вдохновлявши; радуйся, яко ослепшим душевныма очима путь истины указуеши.
Радуйся, нерадивых служителей Церкви ко трезвению и доброй совести призывавши; радуйся, словоснаго стада Христова пастырей духом любви горящих благословением твоим укреплявши.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 9

Вси скорби и поношения ты, отче Кирилле, претерпевал еси правды ради, по Писанию: Несть бо пророка без чести, но в дому своем токмо, обаче же в проповеданиих твоих неотступно увещевал и наставлял еси паству твою, да вси в покаянии призовут имя Творца и Бога, Емуже со дерзновением песнь умиленно приносим: Аллилуиа.

Икос 9

Витийства сугубаго недостанет, во еже сказати о терпении твоем, егда словесам твоим златым людие неразумнии не внимаху, обаче суемудрием и лжеверием человеческим омрачахуся, в пиянстве, блуде и прочих страстех, аки в тине плотской утопающе; мы же, чада твоя, глаголы мудрости твоея в сердца наша приявше, тебе со слезами взываем:
Радуйся, честолюбия и человекоугодия обличителю; радуйся, безчинных и хульных строгими вразумлении исправителю.
Радуйся, яко скорби за пасомых претерпевал еси; радуйся, яко за враги Господа со слезами кротко умолял еси.
Радуйся, любовию Христовою всякую вражду и противление победивый; радуйся, своим незлобием и простотою окамененная сердца покоривый.
Радуйся, яко терпению и кротости многия люди житием твоим научил еси; радуйся, яко в добродетелех веры, надежды и любве многих утвердил еси.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 10

Спасти хотя верных множество, яви Господь в земли Полесской на кресте образ Купятицкий Матери Своея; ты же, отче Кирилле, многи скорби претерпев на склоне лет жития праведнаго, получил еси свыше вразумление и на покой отшед в родную обитель твою, идеже постриг иноческий приял еси; мы же восхваляюще подвиги и труды твои тамо, всенощныя бдения, слез излияния и болезней терпение, Милосердному Праведному Воздаятелю Богу воспеваем: Аллилуиа.

Икос 10

Стена заступления и помощи православным людем явился еси, пламенною молитвою и слезами лукавыя духи попаляя, мудрыми советами от заблуждений ограждая, Божественною любовию сердца согревая; многих спасл еси от работы вражия, светозарным светочем духовнаго наставничества князем и людем явился еси; мы же молим тя, отче, да и в сия последняя времена не оскудеют светильницы веры и благочестия в земли Русстей, ты же, на небесех живый, приими от нас недостойных песнь сию:
Радуйся, несокрушимый столпе Православия и о всем мире слезный молитвенниче; радуйся, в разсуждении духовнем подобный блаженным и мудрым старцем и о чадех своих печальниче.
Радуйся, яко лукавыя духи от верных отгонявши; радуйся, яко о неисправно живущих сокрушенно рыдаеши.
Радуйся, паче своея, пользы ближних искавый; радуйся, множество монахов и священников наставивый и украсивый.
Радуйся, от общения церковнаго удалятися верным возбранивый; радуйся, любящих храмы Божия и святыни восхваливый и благословивый.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 11

Песнь достохвальную приносите, молим ти ся, преподобие Кирилле, да возрадится Русь Святая, земля наша многострадальная и град твой к новой богоугодней жизни, темже умоли за ны, чада твоя; да не явимся неблагодарни за многия милости Господни к нам грешным, и да не предадимся унынию и нерадению, обаче усердно воспоем Богу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светлым твоим равноангельским и многоскорбным житием всю землю Русскую озарил еси, святителю Кирилле. Егдаже приспе время отшествия твоего, Ангели святии душу твою блаженную в небесныя обители вознесоша: тело же честное преемником твоим святым Лаврентием обретено бысть нетленно, святость твою свидетельствоваша; обаче позде Божиим Промыслом мощи твои святыя до времени людие сокрыша, да от поруганий агарян сохранятся; мы же всеусердно просим у Бога оставления грехов и беззаконий наших и тебе вопием:
Радуйся, угодниче Христов, течение жития своего благочестие скончавый; радуйся, со всеми святыми на веки соединивыйся и вечную славу наследивый.
Радуйся, по трудех странствия земнаго в селениих небесных почивый и тления телесе своего не познавый; радуйся, святыми мощами твоими до времени сокровенными благоговение пред святынями всем внушивый.
Радуйся, яко да молитвами благочестивых тело святое твое для поклонения верным явиши; радуйся, яко тогда во истине Православия многия несумненно увериши и землю свою расцветом духовным паки прославиши.
Радуйся, яко да златозарными словесы твоими заблудшия сыны ко правоверию направлявши; радуйся, яко и ныне отечество свое град древний Туров и всю Русь Белую от нестроений присно заступавши и утверждавши.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 12

Благодать премудрости книжныя и многия дары небесныя приял еси, преблаженне Кирилле. Сего ради святителие и вси боголюбивии людие прославиша тя, яко угодника Божия и преславнаго Златоуста земли Русския, непрестанно дивяся о чудных дарованиях и подвизех твоих, и Богови восклицая: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще преславную память твою, богоносе отче наш Кирилле, достойно ублажити тя желаем и яко к предстателю за народ Белорусский и за всю Православную Русь взываем: буди прилежный ходатай о спасении всех верных, любящих златая словеса твоя и молитвами твоими молящияся, ныне же вкупе велегласно в радости восхваляем тя сице:
Радуйся, яко духом твоим и ныне незримо с нами пребываяяй; радуйся, яко богоносный облаче живоносными каплями благодати сердца наша напояяй.
Радуйся, яко в сие время тяжкое безбожная заблуждения искореняти помогавши; радуйся, яко сожженныя сухостию греховною сердца наша божественною росою орошаеши. Радуйся, яко богодвижимы персты твоими паки народу твоему путь от ига греховнаго указуеши; радуйся, яко с проповедью богодухновеннаго учения Христова, яко солнце, Русь Святую обходиши.
Радуйся, за души наша грешныя у Царя Небеснаго предстателю; радуйся, яко о тебе радуются Ангели и веселятся людие.
Радуйся, Кирилле Златоусте, покаяния наставниче богомудрый.

Кондак 13

О, преславный и пречудный отче наш Кирилле, святителю честный и Златоусте, паче всех на Руси возсиявый, святым и пресветлым учением Христовым вся концы русския просветивый. Приими сие похвальное пение от нас недостойных, и твоим теплым предстательством у Престола Божия испроси нам отпущение грехов, в вере и добрых делех утверждение, избавление от бед и скорбей, да во благочестии прочая лета живота нашего поживем, взывающе Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное богословское образование, кроме того, специально обучался красноречию. Уже в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь. Стремясь к подвигам во имя Христова и не удовлетворясь обычными монашескими тяготами, он через некоторое время покидает обитель и затворяется «в столп» - уединенную башню, где предается духовному самосовершенствованию и литературным занятиям. Авторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного кн. Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа (это произошло до 1169).

Став епископом, Кирилл принимает активное участие в церковно-политической борьбе. В это время Владимирский кн. Андрей Боголюбский поставил в Ростове епископом некого Феодора, выгнав из города епископа-грека. Киевский митр. Константин, тот самый, который сместил Климента Смолятича, резко воспротивился своевольству и, призвав на помощь константинопольского патриарха, потребовал отменить поставление. В итоге Андрей Боголюбский уступил, а «лжеепископ Феодорец» - как презрительно называют его летописные источники - был обвинен в ереси и казнен в 1169. Во всех этих событиях Кирилл Туровский занимал сторону киевского митрополита. Более того, именно об обличении Феодорца, как главной заслуге Кирилла, говорится в его проложном Житии.

Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван «вторым Златоустом», «просиявшим на Руси». Большое количество произведений Кирилла Туровского, дошедших до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого мыслителя в русском обществе. Кирилл Туровский, яркий, талантливый художник, великолепно владевший словом, образом, стилем, умел так излагать свои мысли, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевало. Кирилл Туровский выступал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII - XIII вв. Из сочинений Кирилла Туровского особый интерес представляет его «Притча о человеческой душе и теле» (др. название - «Повесть о слепце и хромце»).

Произведения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви. И это было вполне заслуженно - ведь его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Один из первых исследователей его творчества И. П. Еремин отмечал, что именно Кирилл Туровский довел до совершенства метод символически-аллегорического толкования Священного Писания, сочетая смелую образность изложения с изысканной стилистикой и настоящей художественностью слова.

Причем Кирилл не ограничивал себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя небольшой эпизод об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин. 5; 1-19), Кирилл Туровский пишет «Слово о расслабленном». В этом «Слове», домыслив евангельский эпизод, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.

Интересно, что в своих произведениях Кирилл порой использовал тексты неканонические, а то и нехристианские. Напр., в основе «Притчи о человеческой душе и о теле» лежит сюжет, взятый Кириллом из Вавилонского Талмуда («Беседа императора Антонина с раввином»). Где могла возникнуть славянская переработка этого сюжета, которой, судя по всему, и воспользовался Кирилл Туровский, в Болгарии Х в. или в Древней Руси, хорошо знакомой с иудеями и иудаизмом, сказать сегодня трудно.

Главная тема религиозно-философского творчества Кирилла Туровского - проблема человека и его служения Господу. В самом деле, лишь человек, как «венец Творения», способен бороться за торжество Божией правды на земле.

Кирилл создает в своих сочинениях похвальную песнь человеку, ради которого Господом создан весь мир. «Аз бых человек, да Богомь человека сътворю! - восклицает Кирилл Туровский устами Иисуса Христа в “Слове о расслабленном”. - …И кто ин Мене верней служай тобе? Тобе всю тварь, на работу створих; небо и земля тобе служита - оно влагою, а си плодомь. Тебе ради солнце светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обеляеть!.. Тебе ради реки рыбы носять и пустыни звери питаеть!» И главное: «Тебе ради, бесплътьн сы, плътию обложихъся, да всех душевныя и телесныя недугы ицелю! Тебе ради, невидим сы ангельскым силам всем, человеком явихъся, не хощю бо Моего образа в тлении презрети лежаща, нъ хощю и спасти и в разум истиньный привести. И глаголеши: Человека не имам!»

Лучшие дня

Но именно потому, что человек есть Божие творение, он обязан подавлять в себе все земное, плотское и греховное ради чистоты духовной. В «Притче о человеческой душе и о теле» (второе название - «Слово о слепце и хромце») Кирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читателями существо взаимоотношений тела и души.

Суть притчи такова. Некий домовитый человек, устроив виноградник, посадил охранять свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. За исполнение работы он пообещал им плату, за воровство - наказание. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и украли все добро, за что и были наказаны.

Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый человек - это Бог Отец, Его Сын - это Иисус Христос, виноградник - это земля и мир, а то, что внутри виноградника - рай, ограда вокруг виноградника, - Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека - ангелы, пища - Слово Божие, незапертые ворота - устроенный Господом порядок и возможность познания «Божия сущьства». Наконец, образы хромца и слепца. «Хромець есть тело человече, а слепец есть душа», а вместе они - образ человека. При этом «тело без душа хромо ест и не наричеться человек, но труп».

В толковании Кирилла, смысл притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое время человеку, но человек, преступив закон Божий, решил сам взять обещанное.

Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т. е. душа) - именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. Туровский специально комментирует этот сюжет: «Вижь душевное бремя грехъ».

Однако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, тело - это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и тем самым обрекает человека на преступление перед Господом. «Се помышления суть ищющехъ не о Бозе света сего санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем».

Но в результате виновны оба - и хромец, и слепец. Первый - потому что искушал, второй - потому что не устоял перед искушением. Причина же тому - забвение Божиих заповедей, излишняя забота о теле и безразличие к своей душе: «бесстрашие Божия заповеди и о телеси печение нерожение же о своей души».

Однако и это не главная причина. Основная причина совершения греха - забвение страха Божиего, ибо все искренне верующие и жаждущие посмертного воскресения руководствуются именно страхом Божиим: «Никто же бо страх Божий имея, в плотскых прельститься… - никто же смерти чая и по смерти пакы въскресения». В др. месте Туровский пишет: «Покайся о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирися, постися, бди, на земле лежи. Но понеже сего створи, но изыде от лица Божия - недальствомь земля, но неименьемь страха Божия при свои души».

В этом случае Кирилл Туровский явно является продолжателем «линии Феодосия», развивающим именно византийскую традицию в русском Православии. Это тем более заметно в сюжетах, посвященных Церкви. В толковании «Притчи о человеческой душе» Кирилл Туровский постоянно проводит идею Церкви как главного вместилища Божьей благодати. При этом в его толкованиях появляются трактовки роли Церкви, которых не было в сочинениях, напр., Илариона, Климента Смолятича или Иакова Мниха. Так, говоря о Крещении Руси, Иларион и Иаков Мних пишут прежде всего о роли кн. Владимира и, конечно же, Самого Господа, просветившего русского князя. Кирилл Туровский делает уже совсем др. акценты. «Рай бо место есть свято, яко же церкви олтарь, - пишет Кирилл Туровский. - Церкви бо всемъ входна. Та бо ны есть мати, поражающи вся крещениемъ и питающи живущая в ней нетрудно, одевающи же и веселящи вся вселшаяся в ню».

Следовательно, в XII в. в жизни русского общества значительно возрастает роль самой Церкви и именно с ней связывается сам факт крещения, а значит и возможности посмертного спасения. Более того, смысл служения Господу начинает связываться не столько с добрыми делами, сколько с ревностным исполнением обетов и ритуалов. Да и само служение Господу, восходящее к идее страха Божиего, приобретает более мрачные черты, нежели это понималось в раннем русском христианстве.

Нельзя не рассмотреть и еще одну проблему, которая выражена Кириллом Туровским в аллегорических образах «Притчи о человеческой душе и о теле» - проблему познания. Как можно заметить у Кирилла, в полном соответствии с догматами, Господь дает человеку знания только в форме Откровения и запрещает ему преступать те пределы познания, которые Он установил. Однако человек то и дело впадает в «Адамово высокомыслие» и, побуждаемый греховными желаниями, постоянно нарушает Божественный запрет. Тем самым человек обкрадывает сам себя, как обокрали сами себя слепец и хромец. Поэтому Кирилл резко осуждает любые попытки своеволия в области познания и признает абсолютную непознаваемость «внутренней сущности» Бога.

Вывод же, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен - каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения.

В этом смысле мировоззренческие устои Кирилла Туровского были более чем крепки. И в жизни, и в своих сочинениях он выступает как сторонник «печерской идеологии», мистико-аскетической трактовки христианского вероучения. «Что есть древо животное? - спрашивает Кирилл и отвечает: - Смиреномудрие, ему же корень исповеданье… Того корене стебло - благоверье… Того стебла многи и различны ветви - мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. Тех ветвий добродетелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье - мнози бо суть путье спасения».

Следовательно, не само крещение открывает путь человеку к спасению, но постоянная, каждодневная, ежесекундная забота о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение и т. д. Иначе говоря, истинный путь спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл - приверженец самых суровых форм монашества - затворничества и столпничества. Ибо только абсолютный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему человек обязан посвятить свою земную жизнь.

В «Слове о бельцах и монашестве» Кирилл Туровский утверждает, что монах должен носить самую грубую одежду - власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, ибо «всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья». Монастырский устав должен быть таков, чтобы «никтоже своевольство имать, но всеем вся обьща суть, суть бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жилами». И Кирилл Туровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что истинный монах - это полный аскет и молчальник: «А иже в нем седяй мужь, в последний нищете, - се есть весь чернечьскый чин. Седение же безмолвие являеть…».

Поэтому монастырь, в его понимании, - это идеал, образец земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игум. Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: «И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в Руси».

И недаром сам Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского, самым ярким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII в.

Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в «Слове и похвале святым отцам Никейского собора» он яростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому «Притча о человеческой душе и о теле» - это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в к. 60-х - н. 70-х XII в. по мотивам «дела Феодорца» («слепец» - это ростовский еп. Феодор, «хромец» - Андрей Боголюбский, который и в самом деле был хромым).

Но, если вспомнить, поучения прп. Феодосия были направлены прежде всего к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше - он формулирует «печерский идеал» как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.

Кирилл Туровский (ок. 1130 - не позднее 1182), епископ, духовный писатель, которого современники называли “Златоустом, паче всех воссиявших на Руси”. Кирилл прилежно изучал божественные книги и был начитан в них. Постригся в монахи, предавался аскезе, стал затворником, “столпником”. По просьбе князя и народа в 1169 стал епископом в г. Турове. Кирилл активно участвовал в политической и идеологической борьбе своего времени, возможно, в теологических спорах. В “Сказании” (XIII в.) сообщается, что он обличал лжеучение Федора, поставленного епископом кн. Андреем Боголюбским без санкции Киевского митрополита. Толкование притчи о Слепце и Хромце (“Притча о душе и теле”) является обличительным памфлетом против ростовского еп. Федора. Кроме того, Кириллу принадлежат “слова” на церковные праздники, каноны, молитвы, похвалы святым. В своих произведениях он опирался на византийские образцы знаменитых проповедников Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Симеона Логофета, Епифания Кипрского и др., в его “словах” ораторское красноречие Древней Руси достигло расцвета. Кириллу Туровскому приписываются многочисленные произведения, из которых бесспорно ему принадлежат уже упомянутая “Притча о душе и теле”, “Повесть о белоризце и о мнишестве”, “Сказание о черноризском чине”. Наиболее известны его “слова”, написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла. Его творения, поражающие своей духовной красотой, показывают блестящее знание святителем греческого языка и святоотеческой литературы. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны в других славянских странах. До нас дошли его двадцать четыре молитвы, покаянный канон и двенадцать проповедей, посвященных монашеской жизни и главнейшим праздникам.

За год до своей кончины он вернулся на покой в свою обитель и окончил там свою жизнь в строгих иноческих подвигах.

Кирил (? - 1183) - св. Туровский Православный проповедник и писатель, живший в 30-80-е гг. XII в., туровский епископ. До поступления в туров. Борисоглебский монастырь получил широкое по тем временам образование, хорошо знал греч. яз. и визант. лит-ру. После пострижения в монахи, не довольствуясь строгой жизнью обыкновенных иноков, блаженный Кирил, по примеру вел. столпников Востока, 1-м из русских стал подвизаться на столпе и своей святостью обратил на себя внимание туров. кн. Юрия Ярославича. В 1174 он, по настоятельной рекомендации последнего, г. был рукоположен в туров, епископы. Из-за любви к уединению Кирил оставил (1182) кафедру и последние месяцы жизни провёл в уединённой молитве. Канонизирован рус. рравослав. церковью. Широко известно его писательское наследие: 8 «слов» на различные церк. праздники, «Притча о человечестей души и о телеси», «Послание к Василию, игумену Печерскому», «О белоризце человеце и о мнишестве» и др. Эти произведения пользовались большой популярностью и переписывались рус. книжниками в течение ряда веков вместе со «словами» и поучениями мастеров визант. оратор, искусства. Кирил в своих произведениях пользовался историч. повестью Г. Амартола и перевёл с греч. отрывок, в котором изложено представление греч. писателя об историках и поэтах. Как публицист, Кирил живо реагировал на политич. события на Руси. Так, во время столкновения рост. епископа Феодора с влад. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским по поводу независимости епископа от киев. митрополита Кирил стал на сторону Андрея Боголюбского и требовал единства рус. церкви. В 1160-е гг. написал несколько посланий к Андрею Боголюбскому. Для творчества Кирил характерна наглядность сравнений, взятых иногда из мира природы. Его сочинения отличаются народным сказом речи и являются важным литературным источником бытового характера. Кирил пользовался также мотивами народного творчества. Наряду с этим, его произведениям на религ. сюжеты свойственны витиеватость, изысканность и запутанность изложения.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Кирилл Туровский, епископ Туровский не позднее чем с 1169 (? - до 1182), крупнейший древнерусский мыслитель и писатель, православный святой. Всю свою жизнь он прожил в Турове, небольшом городе на р. Припяти, центре Турово-Пинского княжества. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное богословское образование, кроме того, специально обучался красноречию. Уже в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь. Стремясь к подвигам во имя Христова и не удовлетворясь обычными монашескими тяготами, он через некоторое время покидает обитель и затворяется «в столп» - уединенную башню, где предается духовному самосовершенствованию и литературным занятиям. Авторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного кн. Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа (это произошло до 1169).

Став епископом, Кирилл принимает активное участие в церковно-политической борьбе. В это время Владимирский кн. Андрей Боголюбский поставил в Ростове епископом некого Феодора, выгнав из города епископа-грека. Киевский митр. Константин, тот самый, который сместил Климента Смолятича, резко воспротивился своевольству и, призвав на помощь константинопольского патриарха, потребовал отменить поставление. В итоге Андрей Боголюбский уступил, а «лжеепископ Феодорец» - как презрительно называют его летописные источники - был обвинен в ереси и казнен в 1169. Во всех этих событиях Кирилл Туровский занимал сторону киевского митрополита. Более того, именно об обличении Феодорца, как главной заслуге Кирилла, говорится в его проложном Житии.

Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван «вторым Златоустом», «просиявшим на Руси». Большое количество произведений Кирилла Туровского, дошедших до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого мыслителя в русском обществе. Кирилл Туровский, яркий, талантливый художник, великолепно владевший словом, образом, стилем, умел так излагать свои мысли, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевало. Кирилл Туровский выступал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII - XIII вв. Из сочинений Кирилла Туровского особый интерес представляет его «Притча о человеческой душе и теле» (др. название - «Повесть о слепце и хромце»).

Произведения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви. И это было вполне заслуженно - ведь его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Один из первых исследователей его творчества И. П. Еремин отмечал, что именно Кирилл Туровский довел до совершенства метод символически-аллегорического толкования Священного Писания, сочетая смелую образность изложения с изысканной стилистикой и настоящей художественностью слова.

Причем Кирилл не ограничивал себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя небольшой эпизод об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин. 5; 1-19), Кирилл Туровский пишет «Слово о расслабленном». В этом «Слове», домыслив евангельский эпизод, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.

Интересно, что в своих произведениях Кирилл порой использовал тексты неканонические, а то и нехристианские. Напр., в основе «Притчи о человеческой душе и о теле» лежит сюжет, взятый Кириллом из Вавилонского Талмуда («Беседа императора Антонина с раввином»). Где могла возникнуть славянская переработка этого сюжета, которой, судя по всему, и воспользовался Кирилл Туровский, в Болгарии Х в. или в Древней Руси, хорошо знакомой с иудеями и иудаизмом, сказать сегодня трудно.

Главная тема религиозно-философского творчества Кирилла Туровского - проблема человека и его служения Господу. В самом деле, лишь человек, как «венец Творения», способен бороться за торжество Божией правды на земле.

Кирилл создает в своих сочинениях похвальную песнь человеку, ради которого Господом создан весь мир. «Аз бых человек, да Богомь человека сътворю! - восклицает Кирилл Туровский устами Иисуса Христа в “Слове о расслабленном”. - …И кто ин Мене верней служай тобе? Тобе всю тварь, на работу створих; небо и земля тобе служита - оно влагою, а си плодомь. Тебе ради солнце светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обеляеть!.. Тебе ради реки рыбы носять и пустыни звери питаеть!» И главное: «Тебе ради, бесплътьн сы, плътию обложихъся, да всех душевныя и телесныя недугы ицелю! Тебе ради, невидим сы ангельскым силам всем, человеком явихъся, не хощю бо Моего образа в тлении презрети лежаща, нъ хощю и спасти и в разум истиньный привести. И глаголеши: Человека не имам!»

Но именно потому, что человек есть Божие творение, он обязан подавлять в себе все земное, плотское и греховное ради чистоты духовной. В «Притче о человеческой душе и о теле» (второе название - «Слово о слепце и хромце») Кирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читателями существо взаимоотношений тела и души.

Суть притчи такова. Некий домовитый человек, устроив виноградник, посадил охранять свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. За исполнение работы он пообещал им плату, за воровство - наказание. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и украли все добро, за что и были наказаны.

Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый человек - это Бог Отец, Его Сын - это Иисус Христос, виноградник - это земля и мир, а то, что внутри виноградника - рай, ограда вокруг виноградника, - Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека - ангелы, пища - Слово Божие, незапертые ворота - устроенный Господом порядок и возможность познания «Божия сущьства». Наконец, образы хромца и слепца. «Хромець есть тело человече, а слепец есть душа», а вместе они - образ человека. При этом «тело без душа хромо ест и не наричеться человек, но труп».

В толковании Кирилла, смысл притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое время человеку, но человек, преступив закон Божий, решил сам взять обещанное.

Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т. е. душа) - именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. Туровский специально комментирует этот сюжет: «Вижь душевное бремя грехъ».

Однако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, тело - это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и тем самым обрекает человека на преступление перед Господом. «Се помышления суть ищющехъ не о Бозе света сего санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем».

Но в результате виновны оба - и хромец, и слепец. Первый - потому что искушал, второй - потому что не устоял перед искушением. Причина же тому - забвение Божиих заповедей, излишняя забота о теле и безразличие к своей душе: «бесстрашие Божия заповеди и о телеси печение нерожение же о своей души».

Однако и это не главная причина. Основная причина совершения греха - забвение страха Божиего, ибо все искренне верующие и жаждущие посмертного воскресения руководствуются именно страхом Божиим: «Никто же бо страх Божий имея, в плотскых прельститься… - никто же смерти чая и по смерти пакы въскресения». В др. месте Туровский пишет: «Покайся о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирися, постися, бди, на земле лежи. Но понеже сего створи, но изыде от лица Божия - недальствомь земля, но неименьемь страха Божия при свои души».

В этом случае Кирилл Туровский явно является продолжателем «линии Феодосия», развивающим именно византийскую традицию в русском Православии. Это тем более заметно в сюжетах, посвященных Церкви. В толковании «Притчи о человеческой душе» Кирилл Туровский постоянно проводит идею Церкви как главного вместилища Божьей благодати. При этом в его толкованиях появляются трактовки роли Церкви, которых не было в сочинениях, напр., Илариона, Климента Смолятича или Иакова Мниха. Так, говоря о Крещении Руси, Иларион и Иаков Мних пишут прежде всего о роли кн. Владимира и, конечно же, Самого Господа, просветившего русского князя. Кирилл Туровский делает уже совсем др. акценты. «Рай бо место есть свято, яко же церкви олтарь, - пишет Кирилл Туровский. - Церкви бо всемъ входна. Та бо ны есть мати, поражающи вся крещениемъ и питающи живущая в ней нетрудно, одевающи же и веселящи вся вселшаяся в ню».

Следовательно, в XII в. в жизни русского общества значительно возрастает роль самой Церкви и именно с ней связывается сам факт крещения, а значит и возможности посмертного спасения. Более того, смысл служения Господу начинает связываться не столько с добрыми делами, сколько с ревностным исполнением обетов и ритуалов. Да и само служение Господу, восходящее к идее страха Божиего, приобретает более мрачные черты, нежели это понималось в раннем русском христианстве.

Нельзя не рассмотреть и еще одну проблему, которая выражена Кириллом Туровским в аллегорических образах «Притчи о человеческой душе и о теле» - проблему познания. Как можно заметить у Кирилла, в полном соответствии с догматами, Господь дает человеку знания только в форме Откровения и запрещает ему преступать те пределы познания, которые Он установил. Однако человек то и дело впадает в «Адамово высокомыслие» и, побуждаемый греховными желаниями, постоянно нарушает Божественный запрет. Тем самым человек обкрадывает сам себя, как обокрали сами себя слепец и хромец. Поэтому Кирилл резко осуждает любые попытки своеволия в области познания и признает абсолютную непознаваемость «внутренней сущности» Бога.

Вывод же, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен - каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения.

В этом смысле мировоззренческие устои Кирилла Туровского были более чем крепки. И в жизни, и в своих сочинениях он выступает как сторонник «печерской идеологии», мистико-аскетической трактовки христианского вероучения. «Что есть древо животное? - спрашивает Кирилл и отвечает: - Смиреномудрие, ему же корень исповеданье… Того корене стебло - благоверье… Того стебла многи и различны ветви - мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. Тех ветвий добродетелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье - мнози бо суть путье спасения».

Следовательно, не само крещение открывает путь человеку к спасению, но постоянная, каждодневная, ежесекундная забота о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение и т. д. Иначе говоря, истинный путь спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл - приверженец самых суровых форм монашества - затворничества и столпничества. Ибо только абсолютный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему человек обязан посвятить свою земную жизнь.

В «Слове о бельцах и монашестве» Кирилл Туровский утверждает, что монах должен носить самую грубую одежду - власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, ибо «всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья». Монастырский устав должен быть таков, чтобы «никтоже своевольство имать, но всеем вся обьща суть, суть бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жилами». И Кирилл Туровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что истинный монах - это полный аскет и молчальник: «А иже в нем седяй мужь, в последний нищете, - се есть весь чернечьскый чин. Седение же безмолвие являеть…».

Поэтому монастырь, в его понимании, - это идеал, образец земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игум. Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: «И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в Руси».

И недаром сам Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского, самым ярким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII в.

Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в «Слове и похвале святым отцам Никейского собора» он яростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому «Притча о человеческой душе и о теле» - это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в к. 60-х - н. 70-х XII в. по мотивам «дела Феодорца» («слепец» - это ростовский еп. Феодор, «хромец» - Андрей Боголюбский, который и в самом деле был хромым).

Но, если вспомнить, поучения прп. Феодосия были направлены прежде всего к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше - он формулирует «печерский идеал» как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа -