Что собой представлял Хазарский каганат? Хазарский каганат. Гегемон средневековой Восточной Европы Византия и Хазарский каганат

Хазарский Каганат- раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине 7 в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского Каганата. Столицей Хазарского Каганата до начала 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Нижней Волге. Во 2-й половине VII в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей Каганата. К началу VIII в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра.

Тема настоящей работы – «Хазарский Каганат-госдарственное устройство, хозяйство, духовная культура и значение в истории Восточной Европы»

Основная цель работы – анализ возникновения, существования и распада Хазарского Каганата, как государства, возникшего в середине VII в.

Для достижения цели нами были определены следующие задачи:

– рассмотреть историю возникновения Хазарского Каганата;

– описать особенности общественно-политического и хозяйственно-культурного строя Каганата;

Рассмотреть историю распада Хазарии и сделать выводы.

Для достижения цели мною были использованы самые различные источники, начиная от известного учебника Р. Фахрутдинова и заканчивая работами Л.Гумилёва. Так же большое внимание изучению данного вопроса уделяли такие авторы, как Артамонов М. И. в «История хазар», Кёстлер А. в своей работе «Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие», Магомедов М.Г. «Образование Хазарского Каганата», Новосельцев А. П. –»Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа и др.

Основным источником я считаю известную работу М. Артамонова «История хазар». Несмотря на то, что данная работа была написана в 60-е годы ХХ века, она до сих пор остается одним из наиболее полных исследований по истории Хазарского Каганата.

Кроме основных работ Артамонова М. И., М.Г. Худякова, Магомедова М.Г., я опиралась также на труды, которые, так или иначе, касались истории татарского народа: отдельные статьи современных авторов.

В настоящее время интерес к древней истории татарского народа перекликается с проблемами этногенеза современных с татар. Поэтому актуальность темы бесспорна.

Хазарский Каганат, а в последующем хазарские татары остаются основными преемниками традиций, культуры Волжской Булгарии, и их история требует все более глубокого изучения. Как писал М.Г. Худяков: «История Хазарского Каганата представляет выдающийся интерес по многим причинам. Помимо общего права на внимание, как история отдельно взятого государства, она имеет специальное значение для историков общей, восточной и русской культуры. Государственный организм, возникший посредством прививки сильной военной власти к основе местной, старинной культуры, сразу выступил во всеоружии своей мощи и, имея все шансы на долгое существование, но дальнейшее экономическое развитие Восточной Европы сложилось не в его пользу.»

1.1 Государственное устройство Хазарского Каганата

В 1953 году в журнале «Советская археология» академик, директор сразу двух НИИ Академии наук СССР - и археологии, и истории - Б. А. Рыбаков в установочной статье «К вопросу о роли Хазарского Каганата в истории Руси» характеризовал Великий Хазарский Каганат абсолютно уничижительно:

«Примитивное государство кочевников-хазар, долгое время существовавшее лишь благодаря тому, что превратилось в огромную таможенную заставу, запиравшую пути по Северному Донцу, Дону, Керченскому проливу и Волге» .

В книге Гумилева хазарская тема заняла несравненно более важное место: она была увязана с его теорией «этногенеза» и внесла новые элементы в эту теорию. Согласно Гумилеву, соединение этносов может приводить к возникновению суперэтносов, а может порождать и «химерические антисистемы». Такой «химерической антисистемой» была, по мнению автора, иудейская Хазария. Пришлые евреи, по его словам, не смешивались с хазарами, ибо «они любили в этом мире себя, свои дела и свое потомство. Ради торжества своего этноса они применяли тайну, оружие... и ложь, но только по отношению к гоям и акумам». В результате возникло особое «химерическое» государство, враждебное своему основному тюркскому населению и соседним народам.

В рамках рассматриваемой нами темы и придерживаясь точки зрения Н.Гумилёва однозначно скажем, что актуальность и тщательность изучения истории национальной государственности татар в виде Хазарского Каганата бесспорна, попытаемся это обосновать в данной работе:начнем с государственного устройства Каганата.

Родиной хазар были, очевидно, прикаспийские степи. Со второй половины 4 в. они попали под владычество гуннов, а после распада гуннской державы в середине 5 в. закрепились на Северном Кавказе. К 6 в. они заняли страну алан - Берсилии (совр. Дагестан) и вошли в могущественный племенной союз, возглавляемый савирами; в его составе воевали в первой половине 6 в. с Сасанидским Ираном. После поражения, нанесенного союзу иранским шахом Хосровом I в середине 6 в., савиры утратили в нем ведущую роль, и она перешла к хазарам. Однако в 567-571 хазары были покорены Синджибу (Истеми) из рода Ашина, правителем возникшей в 552 державы тюрков (Тюрского каганата). Во время вспыхнувшей в каганате междоусобной войны в 581-593 хазары на время обрели независимость, но в начале 7 в. вновь попали под власть тюрок. Известно, что их отряды активно участвовали в набегах тюрского кагана на Иран в 626-630.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата.

Во главе Каганата стоял каган - верховный правитель. Это звание было наследственным в роде Ашина и передавалось по мужской линии от отца к сыну. Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти, но не имел аппарата для навязывания своих решений. Его власть считалась установленной небом. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором передавалась по принятой у тюрков лестничной системе от старшего брата к младшему. В случае отсутствия прямых наследников оно переходило к братьям покойного и их потомству. В языческий период (7-8 вв.) каган был сакральной фигурой и считался носителем сверхъестественной силы. Перед возведением в сан он проходил особый обряд: его душили шелковым шнуром, доводили до полубессознательного состояния и заставляли ответить на вопрос, сколько лет ему суждено царствовать - ответ рассматривался как «глас богов». Согласно верованиям хазар, сверхъестественная сила кагана являлась залогом могущества их государства, однако она не пребывала с ним постоянно; поэтому когда каган старел или если на страну обрушивались беды (засуха, военные поражения, эпидемии), его убивали и заменяли новым. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Другой важной опорой их власти была сакрализация. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Иногда ретроспективно полагают, что хазарами правила тюркская династия Ашина. К середине Х в Каганский род оказался на грани вырождения, и один из его представителей, если верить источникам, торговал на базаре.

Действия кагана и связанные с ним предметы табуировались; налагаемые на него многочисленные запреты максимально ограничивали его политические возможности и контакты с подданными. Это делало власть кагана сугубо представительской.

В доиудейский период династия каганов прочно контролировала армию и поэтому легко избегала сакральных ограничений. Однако после возвышения другого хазарского клана, исповедовавшего иудаизм, реальная власть оказалась у второго лица в государстве - бека (в русскоязычной литературе за ним закрепилось именование «царь»). На иврите его называли «мелех» - царь, арабы передавали его должность как «халифа» - буквально «заместитель» или «малик» - правитель. Власть внутри новой династии, очевидно под влиянием иудаизма, стала передаваться уже строго от отца к сыну. В новой системе за каганом остались сакральные функции (формально более значимые), а всеми земными делами руководил бек. При этом бек оказывал кагану ритуальные почести, граничащие с унижением. Входя к нему, он становился на колени и держал в руках горящую ветвь. Каган изолированно жил в своём дворце, выезжая обычно лишь раз в год во главе торжественной процессии или в случае бедствий, постигающих страну. Признаваемые соседними языческими народами и имевшие непоколебимый авторитет у рядовых хазар каганы служили важным стабилизирующим фактором до самого конца Хазарского государства.

Высшим сословием в государстве являлись тарханы - родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы - правители вассальных народов. Раннее хазарское государство не имело специфической бюрократии, но она начинает складываться по мере знакомства хазар с устройством соседних высокоразвитых государств. В Закавказье хазары переняли сасанидскую налоговую практику и установили надсмотрщиков для наблюдения за ремесленниками и торговцами. В крымских городах, где хазарский контроль в ряде случаев сосуществовал с византийским, известны наместники кагана - тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации. В иудейский период в области управления был достигнут значительный прогресс. На узловых торговых путях существовали заставы, где специальные чиновники взимали пошлины. В столице страны Итиле сложилась развитая судебная система: существовало семь судей для каждого вероисповедания (двое для монотеистических религий, один для язычников). Судьи подчинялись назначаемому царскому чиновнику. Население столичной области несло натуральные повинности, иноэтничные ремесленники и купцы облагались ежегодным налогом.

Территория Хазарии состояла из нескольких областей, различных по степени контроля со стороны центральной власти. Сердцевиной страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки царя и хазарской знати. Правитель совершал ежегодный объезд центральной области, начинавшийся в апреле и заканчивающийся в сентябре.

Стратегические пункты контролировались центром непосредственно. В них находились хазарские гарнизоны. Из них наиболее известны два: Саркел - застава на Дону и Самкерц - у Керченского пролива. Особое положение занимала старая хазарская столица Семендер в Приморском Дагестане. Город был населен хазарами, но непосредственно в столичную область не входил. По одним данным в нём был собственный правитель, по другим - родственник хазарского царя - иудей.

Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, отдавать дочерей в гарем кагана и выставлять войско. Известно, что волжские булгары платили по меховой шкурке с дома, а славянское племя вятичей по щелягу (серебряной монете) с сохи.

Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар - в Дагестане - проживало большое количество еврейских общин. Примерно в 740 году один из хазарских военачальников - Булан перешёл в иудаизм. По-видимому, это укрепило позиции его клана, в то время как положение правящей языческой династии стало ухудшаться из-за сокращения военной добычи и невозможности продолжать традиционную завоевательную политику. В нач. IX в. потомок Булана - Обадия занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками из рода Буланидов. Весьма вероятно, что установление нового порядка сопровождалось междоусобными столкновениями. Часть хазар, известных под именем каваров, восстала против правящей династии и после подавления мятежа перешла к венграм. Сын Обадии - Езекия и внук - Манассия правили достаточно мало, чтобы успеть передать трон брату Обадии - Ханукке, за линией которого он сохранялся до падения каганата.

1.2 Экономика Хазарского Каганата

Рассматривая, согласно исследуемой темы вопросы государственного устройства Хазарии, нельзя не остановиться на экономике этого государства, его культурных и духовных ценностях, без этой информации, на мой взгляд, картина будет не полной.

Первой формой оседлого поселения хазар были неукрепленные стоянки-зимовища. В степной зоне большая часть зимовищ в 6-7 вв. эволюционировала в небольшие крепости: круглые или овальные в плане, они были окружены стенами из саманного кирпича; в каждой такой крепости обитал отдельный аристократический род. В плодородных долинах горных рек, на берегах Каспийского моря и озер, на пересечении караванных путей возникали торгово-ремесленные поселения - как укрепленные, так и неукрепленные. Некоторые из них разрослись в города - Семендер, Азар-кала на р. Ярыксу (приток Акташа) и др.; их население отличалось полиэтничностью (хазары, болгары, аланы). Вдоль р.Сулак образовался целый комплекс городов - Беленджерское «многоградье». Площадь городов достигала нескольких тысяч кв. м. Их защищали глубокие рвы и мощные стены (до 10 м в толщину), которые выкладывались из камня или саманного кирпича с камышевой прослойкой и были оснащены полукруглыми башнями. Жилищами служили юрты и небольшие деревянные или саманные дома на каменном фундаменте; рядом с ними вырывали огромные ямы для хранения продуктов. К городу иногда примыкало неукрепленное поселение; вокруг него располагались земледельческие участки и кладбища. Использовались три формы захоронения - простые ямные, катакомбные бескурганные и катакомбные курганные; погребальные камеры имели вид кибиток с побеленными стенами, вход в них закрывали каменной плитой или замуровывали саманным кирпичем.

Для VIII-IX вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало около 10 тыс. человек Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.

Население Каганата делилось на «белых» (свободные) и «черных» (податные) хазар. Верхушку «белых» образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты. Доминирующее значение имело кочевое отгонное скотоводство: зимой стада паслись в степи, а весной отгонялись до осени на нагорные луга. В зимний период хазары жили на стоянках (зимовищах), а летом кочевали вместе со стадами. Пастбища были разделены между знатными родами и находились в их наследственном владении. Самым крупным являлось личное кочевье кагана, занимавшее в VIII-IX вв. огромную территорию (90 тыс. кв. км.) между Волгой, Доном, Манычем и Каспийским морем. Зимовищем кагана в тот период был Итиль (столица); он же служил зимовищем всех его приближенных, кочевья которых соседствовали с кочевьем их повелителя.

Еще в ранний период (VI-VII вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

Религия хазар до принятия иудаизма носила политеистический характер. Объектом почитания являлись явления природы и небесные тела. Во главе пантеона стоял Тенгри-хан - бог неба и света, владыка вселенной, и, одновременно, герой, обладающий огромной силой и гигантскими размерами. В жертву ему у священных дубов приносили коней: их кровью поливали корни, а шкуру вешали на ветви. Культ включал большой элемент шаманизма: участники религиозных обрядов приводили себя в состояние экстаза, исполняя дикие пляски и устраивая в обнаженном виде состязания на мечах.

Продолжая тему государственного устройства, считаю уместным сказать и об армии Каганата, т.к. народ считался воинствующим, о чём ясно свидетельствуют русские летописи.:

В эпоху арабо-хазарских войн основной силой хазарского могущества было ополчение. По требованию хазар зависимые народы выставляли военные контингенты. Численность войска могла доходить до 100-300 тыс. человек. Основу армии составляла конница. Военная тактика была типичной для кочевников: часть войска скрывалась в засаде и вступала в бой в удобный момент. Хазары умели брать города, применяя осадные машины. Войско каганата оказалась способным к противостоянию с регулярной арабской армией, под командованием лучших полководцев Халифата.

В IX-X ситуация изменилась. Правительство, отказавшись от крупных завоевательных походов, стало опираться на иноэтничные, не связанные местными родоплеменными интересами силы. Ядром хазарского войска стала тяжёлая конная гвардия, состоящая из ларисиев - мусульманского племени хорезмийского происхождения, которое поселилось в Итиле и несло беку службу на особых условиях. Гвардия имела собственного везира и оговорила право не воевать с единоверцами (большинство противников хазар в этот период были язычниками). Воины получали жалование. Численность гвардии достигала по разным данным от 7 до 12 тыс. человек. В Саркеле нёс службу ежегодно сменяемый гарнизон из 300 воинов.

По существу хазарская армия стала профессиональной, и это позволило каганату продержаться 150 лет в борьбе с многократно превосходящими по численности противниками. Гвардия являлась очень влиятельной, но не единственной военной силой в стране. В распоряжении хазарских царей были наёмные контингенты славян и русов (также стоявшие в столице). Собственно хазарские силы состояли из всадников, которых знатные вельможи были обязаны поставлять сообразно своему положению. Зависимые народы (буртасы, булгары) продолжали выставлять ополчение.

Хазары не имели флота, хотя умели изготовлять небольшие лодки, которыми пользовались для сообщения по Волге.

Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку. .

Таким образом, завершая главу, подведем итог:

Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племен, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков и, как можно судить по косвенным данным, по-видимому, принадлежали к племенам огузской группы. Первое достоверное упоминание о хазарах появляется в списке племён в 555 году. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана.

В 1-й половине VI в. хазары находились под влиянием объединения савиров, в составе их войск совершали успешные набеги на Закавказье. В 562 году савиры были разгромлены и вместе с частью хазар переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где позже был известен под именем «гуннов».

Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 552 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й половине VI в. орбита Западно-тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство.

Завершая работу, подведем итог и сделаем соответствующий вывод:

Хазары по своему происхождению были тюрко-татарами. Оставаясь полукочевниками, они все же имели большие по тому времени города и вели обширную торговлю со всеми соседями. Торговля «живой силой», т.е. рабами, была их главной специальностью. Для пополнения запасов, хазарам часто приходилось делать набеги на славянские племена и угонять пленников для продажи. В седьмом и восьмом столетии нашей эры иудаизм через Константинопольских раввинов стал проникать в Хазарию, сперва в высшие классы населения, а потом распространился и среди народа. Интересно отметить, что в русских былинах иногда упоминается «Великий Жидовин», с которым русские богатыри имели боевые схватки в «Диком Поле». Само собой разумеется, что этот «Жидовин» не был палестинским иудеем-семитом, а был лихим хазарским наездником, грабившим славянские деревушки. Терпимые по отношению к другим вероисповеданиям, каганы предоставляли убежище тысячам евреев из Малой Азии и Византийской империи, равно как мусульманам и христианам. Три эти религиозные группы соперничали между собой с целью обратить в свою веру хазар, исповедовавших свою традиционную религию. В середине 8 в. каган и его окружение обратились в ислам, но в начале 9 в. каган Булан объявил государственной религией иудаизм.

Экономической основой существования Хазарского каганата была торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Во 2-й половине первого тысячелетия н.э. в обширном евро-афро-азиатском регионе создалась ситуация, коренным образом изменившая как географию международной торговли, так и ее значение. Толчком к этому послужило возникновение в Аравии в VII веке новой религии под названием ислам и последовавшая за этим арабская экспансия. Что в конечном итоге и прервало торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII века франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра.

Во IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам. После захвата Киева Олегом в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.

В рассматриваемый нами временной период VII-X вв отношения Руси и хазар определялись торговым соперничеством. Хазарский каганат контролировал начало «серебряного пути» вплоть до Средней Волги, тогда как оставшаяся часть его, выходившая на Балтику, находилась под власть Руси. К середине IX века в крупнейший торговый центр на Средней Волге вырос г.Булгар, ставший столицей Волжско-Камской Булгарии.


1. Артамонов М. И. История хазар. - Л.,1962. 2-е Изд. СПб.,2001.

2. Бахтин A.T. Народы Среднего Поволжья – Казань: Татарское книжное издательство, 1980.С. 50-51.

3. Голден П. Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов. - В кн.: Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993

4. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии // Мир Гумилева. Вып. 6. Открытие Хазарии. М., 1996. С. 122-125.

5. Имамов В. Запрятанная история Татар. – Наб.Челны: изд-во КамАЗ, 1994.

7. Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. - СПб, 2001.

8. Магомедов М.Г.Образование Хазарского Каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным. - М.,1983.

9. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М.,1990.

10. Плетнёва С. А. Хазары - М.,1976.

11. Фахрутдинов Р. Т.Очерки по истории Волжской Булгарии. –Казань: Татарское книжное изд-во, 1984.

12. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана (Древность и средневековье): Учеб. для средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – Казань: Магариф, 2000. – 255 с.

13. Худяков М.Г. Очерки по истории Хазарского Каганата. – М.: Инсан, 1991. – 320 с.

Династическая информация чрезвычайно скудна из-за отсутствия собственно хазарских памятников VII-IX вв. В сообщениях иноязычных хроник вместо имён обычно фигурируют сильно искажённые титулы. Достоверно известны имена трёх каганов, правивших в VIII веке. По одному правителю известно за VII век (в период, когда хазары ещё не отделились от тюрок) и IX век (его достоверность вызывает вопросы). Сравнительно недавно в двух тюркских поминальных памятниках на территории Монголии было обнаружено упоминание о вожде Кадыр Касаре, который с высокой степенью вероятности может быть признан правителем хазар в докаганатский период.

Докаганатский период

Хазар (в визант. варианте Хазариг) -Мифический прародитель хазар

Кадыр Касар (Предположение) ,согласно надписи на Терхинской стелле современник тюркского кагана Бумына, 2-я пол. VI в.

Джебукаган (в визант. варианте Зиевил) -лидер хазар во время ирано-византийской войны, 626-630. Возможно, под этим именем скрывается каган западных тюрков Тон Ябгу.

Каганы

Барджиль -сын кагана, командовал армией в кампании 721/722 и знаменитом походе 730/731. В этом же походе, согласно «Еврейско-хазарской переписке», принял участие князь Булан - основатель будущей династии беков.

Вирхор -Согласно армянской редакции жития Стефана Сурожского, имя кагана, чья дочь Чичак в 732 вышла замуж за будущего императора Константина V. Правил до 50-х гг. VIII в.

Багатур -правил во время кампании 763/764. Его дочь несколькими годами ранее вышла замуж за арабского наместника Армении.

Захария (?) -По данным жития Константина каган в период посольства Константина в 861.

Беки

В русскоязычной литературе беков принято называть царями. Из письма Иосифа Хасдаю ибн Шапруту известен список 10 поколений династии, начиная с Обадии. Более подробная информация о деятельности трёх последних царей приводится в Письме неизвестного хазарского еврея. Там же первый правитель, перешедший в иудаизм (неясно Булан или Обадия), назван еврейским именем Сабриель. Арабский автор IX в. ал-Йа куби (до 891) называет, по-видимому, первое (тюркское) имя правившего в то время заместителя кагана - Язид Булаш. А в Истории Дербента сохранилось искажённое имя малика, правившего в 901 - К-са ибн Булджан.

Обадия - предположительно современник арабского халифа Харуна-ар-Рашида (786-809)

Манассия I

Манассия II

Вениамин 880-е-900-е

Аарон II 900-е-930-е

Иосиф после 932-960-е - написал письмо Хасдаю ибн Шапруту не позднее 961.


История национальной государственности в Татарии: Учебное пособие. Издательство Казанского университета, 1982.

Хазары были известны еще с 6 века, особенно своими нападениями на Грузию и Армению. Расселились они от Волги до Кавказа, на территории современной России и Украины.

Из учебников по истории известно, что столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль, которая существовала в 8-10 веке. О ней сохранились письменные источники, например, в арабо-персидской литературе, посвященной географическим исследованиям.

Историки до сих пор не знают, к какой группе отнести эти племена. По основной версии их считают тюрками, хотя существуют предположения, что они были булгарами или европеоидами с Северного Кавказа. Хазарский каганат достоин внимания, поскольку к 10 веку он смог подчинить себе Северное Причерноморье и значительную территорию Крыма. С существованием хазар тесно связана история Киевской Руси.

Важным местом для каганата была столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль. Именно этому городу посвящена статья.

Местоположение

Точное местоположение историками и археологами так и не было определено. Это связано с тем, что сам город был полностью заброшен. Одни ученые считают, что столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль - располагалась в 15 километрах от Астрахани. Другие предполагают, что город стоял севернее (вблизи современного Волгограда).

Единственным известным археологам городищем является Самосдельское, расположенное в Оно изучается с 1990 года и датируется 9-10 веком. Многие ученые считают именно его столицей хазар. Существует версия, что поселение было смыто Каспийским морем из-за повышения уровня воды.

В чем причина процветания

Столица Хазарского каганата была крупным морским и речным портом, а также важным торговым центром. Связано это было с выгодным местоположением города, через который проходили важнейшие торговые пути того времени.

Главные торговые направления в Средневековье:

  • Китай-Европа. Европейцы всегда интересовались вещами с Востока. Одним из главнейших товаров, за который они готовы были платить золотом, был шелк. Помимо него в порт доставляли пряности, предметы роскоши. По-другому эту дорогу часто называют Великим шелковым путем.
  • Биармия-Багдадский халифат. По этому пути торговцы обменивали серебро на меха.
  • «Из варяг в хазары». Этот путь открывал для хазар торговые возможности с Западной Европой. Дорога проходила через города Регенсбург, Прагу, Краков, Киев.

Существуют сведения, по которым становится известно, что русские купцы спускались по Волге в Итиль.

Что означает название Итиль

Город располагался в дельте реки, поэтому не удивительно, что в переводе с тюркского его название означает «река». Существует версия перевода с иврита, по которой название означает «таможенный налог», который действительно собирали с проходящих судов. Однако большее признание имеет перевод с тюркского языка.

Важно понимать, что название Итиль появилось по отношению к столице только в 10 веке. Так иностранцы стали говорить о городе, хотя хазары употребляли для всего поселения другое название, а известное нам было названием либо реки, либо одной из частей города.

Строения столицы

Ученые смогли приблизительно воссоздать облик города. Предполагают, что он состоял из трех частей, расположенных по сторонам света. Западная и восточная территории были разделены Волгой. Переправлялись между ними на лодках.

На западе от реки жил царь с приближенными и войском. Именно эту большую часть поселения и называли (к западу от реки Волга) Итиль. В ней проживало от 10 до 16 тысяч человек. Западная часть была отгорожена от поселения крепостной стеной, в которой было четыре выхода в виде ворот. Два из них выходили к порту, а два других - в степь.

Восточная часть города была торговым центром с расположенными в нем рынками, складами, банями.

Между ними (предположительно на острове) располагалась третья часть с дворцами для правителей. Они были созданы из обожженного кирпича. Простым жителям не разрешалось строить из этого материала, поэтому их жилищами были войлочные юрты, деревянные шатры. Некоторые люди жили в землянках.

Население города

Столица Хазарского каганата отличалась довольно пестрым населением. Здесь мирно сосуществовали христиане, язычники, мусульмане, иудеи. Мусульманская община состояла из купцов, ремесленников, царской гвардии. Иудейская - из купцов, жителей, которые спасались от преследований в Византии. Язычниками в основном были славяне.

Все споры между людьми решали судьи, которых контролировал специальный чиновник царя. Для иудеев, христиан и мусульман было по два судьи, для язычников - один.

Столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль - предполагала проживание только зимой. С апреля по ноябрь жители размещались на своих родовых участках земли, а беднота занималась полевыми работами. Вокруг города размещались деревни и пашни, урожай с которых доставлялся в Итиль по суше и воде.

Гибель города

Разрушена столица хазар (Итиль) была во второй половине 10 века. Это событие связывают с Святославом Игоревичем. Население, уцелевшее от взятия города, смогло укрыться на островах в дельте реки.

К началу 11 века русы покинули столицу и в нее смог вернуться хазарский царский двор. Однако город представлял собой, по словам ал-Бируни, развалины. Дальнейшая его история неизвестна.

Рассматривая, согласно исследуемой темы вопросы государственного устройства Хазарии, нельзя не остановиться на экономике этого государства, его культурных и духовных ценностях, без этой информации, на мой взгляд, картина будет не полной.

Первой формой оседлого поселения хазар были неукрепленные стоянки-зимовища. В степной зоне большая часть зимовищ в 6-7 вв. эволюционировала в небольшие крепости: круглые или овальные в плане, они были окружены стенами из саманного кирпича; в каждой такой крепости обитал отдельный аристократический род. В плодородных долинах горных рек, на берегах Каспийского моря и озер, на пересечении караванных путей возникали торгово-ремесленные поселения -- как укрепленные, так и неукрепленные. Некоторые из них разрослись в города -- Семендер, Азаркала на р. Ярыксу (приток Акташа) и др.; их население отличалось полиэтничностью (хазары, болгары, аланы). Вдоль р.Сулак образовался целый комплекс городов -- Беленджерское «многоградье». Площадь городов достигала нескольких тысяч кв. м. Их защищали глубокие рвы и мощные стены (до 10 м в толщину), которые выкладывались из камня или саманного кирпича с камышевой прослойкой и были оснащены полукруглыми башнями. Жилищами служили юрты и небольшие деревянные или саманные дома на каменном фундаменте; рядом с ними вырывали огромные ямы для хранения продуктов. К городу иногда примыкало неукрепленное поселение; вокруг него располагались земледельческие участки и кладбища. Использовались три формы захоронения -- простые ямные, катакомбные бескурганные и катакомбные курганные; погребальные камеры имели вид кибиток с побеленными стенами, вход в них закрывали каменной плитой или замуровывали саманным кирпичем.

Для VIII-IX вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало около 10 тыс. человек Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.

Население Каганата делилось на «белых» (свободные) и «черных» (податные) хазар. Верхушку «белых» образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты. Доминирующее значение имело кочевое отгонное скотоводство: зимой стада паслись в степи, а весной отгонялись до осени на нагорные луга. В зимний период хазары жили на стоянках (зимовищах), а летом кочевали вместе со стадами. Пастбища были разделены между знатными родами и находились в их наследственном владении. Самым крупным являлось личное кочевье кагана, занимавшее в VIII-IX вв. огромную территорию (90 тыс. кв. км.) между Волгой, Доном, Манычем и Каспийским морем. Зимовищем кагана в тот период был Итиль (столица); он же служил зимовищем всех его приближенных, кочевья которых соседствовали с кочевьем их повелителя.

Еще в ранний период (VI-VII вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

Религия хазар до принятия иудаизма носила политеистический характер. Объектом почитания являлись явления природы и небесные тела. Во главе пантеона стоял Тенгри-хан -- бог неба и света, владыка вселенной, и, одновременно, герой, обладающий огромной силой и гигантскими размерами. В жертву ему у священных дубов приносили коней: их кровью поливали корни, а шкуру вешали на ветви. Культ включал большой элемент шаманизма: участники религиозных обрядов приводили себя в состояние экстаза, исполняя дикие пляски и устраивая в обнаженном виде состязания на мечах.

Продолжая тему государственного устройства, считаю уместным сказать и об армии Каганата, т.к. народ считался воинствующим, о чём ясно свидетельствуют русские летописи.:

В эпоху арабо-хазарских войн основной силой хазарского могущества было ополчение. По требованию хазар зависимые народы выставляли военные контингенты. Численность войска могла доходить до 100--300 тыс. человек. Основу армии составляла конница. Военная тактика была типичной для кочевников: часть войска скрывалась в засаде и вступала в бой в удобный момент. Хазары умели брать города, применяя осадные машины. Войско каганата оказалась способным к противостоянию с регулярной арабской армией, под командованием лучших полководцев Халифата.

В IX--X ситуация изменилась. Правительство, отказавшись от крупных завоевательных походов, стало опираться на иноэтничные, не связанные местными родоплеменными интересами силы. Ядром хазарского войска стала тяжёлая конная гвардия, состоящая из ларисиев -- мусульманского племени хорезмийского происхождения, которое поселилось в Итиле и несло беку службу на особых условиях. Гвардия имела собственного везира и оговорила право не воевать с единоверцами (большинство противников хазар в этот период были язычниками). Воины получали жалование. Численность гвардии достигала по разным данным от 7 до 12 тыс. человек. В Саркеле нёс службу ежегодно сменяемый гарнизон из 300 воинов.

По существу хазарская армия стала профессиональной, и это позволило каганату продержаться 150 лет в борьбе с многократно превосходящими по численности противниками. Гвардия являлась очень влиятельной, но не единственной военной силой в стране. В распоряжении хазарских царей были наёмные контингенты славян и русов (также стоявшие в столице). Собственно хазарские силы состояли из всадников, которых знатные вельможи были обязаны поставлять сообразно своему положению. Зависимые народы (буртасы, булгары) продолжали выставлять ополчение.

Хазары не имели флота, хотя умели изготовлять небольшие лодки, которыми пользовались для сообщения по Волге.

Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку. .

Таким образом, завершая главу, подведем итог:

Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племен, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков и, как можно судить по косвенным данным, по-видимому, принадлежали к племенам огузской группы. Первое достоверное упоминание о хазарах появляется в списке племён в 555 году. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана.

В 1-й половине VI в. хазары находились под влиянием объединения савиров, в составе их войск совершали успешные набеги на Закавказье. В 562 году савиры были разгромлены и вместе с частью хазар переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где позже был известен под именем «гуннов».

Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 552 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й половине VI в. орбита Западно-тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство.

Хазарское государство (650-969 гг.) являлось крупной средневековой державой. Сформировано оно было союзом племен на юго-востоке Европы. Хазарский каганат считался опаснейшей иудейской державой в истории. Контролировал он территорию Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья, нынешнюю северо-западную часть Казахстана, северную область Крыма, а также всей Восточной Европы до Днепра.

Хазарский каганат. История

Выделился этот племенной союз из Западно-Тюркского объединения. Первоначально ядро Хазарского государства располагалось в северной области нынешнего Дагестана. Впоследствии оно переместилось (под натиском арабов) в низовья Волги. Политическое господство хазар распространялось одно время на некоторые

Следует отметить, что происхождение самого народа изучено не до конца. Считается, что после принятия иудаизма, сами себя хазары воспринимали как потомков Козара, который был сыном Тогармеха. По Библии, последний являлся сыном Яфета.

По мнению некоторых историков, Хазарский каганат имеет некоторую связь с потерянными израильскими племенами. Вместе с этим, большинство исследователей склонны считать, что народность имеет все же тюркские корни.

Возвышение хазарского народа связывают с развитием с правителями которого первые (предположительно) имели В 552 году алтайскими тюрками была сформирована огромная империя. Вскоре она была разделена на две части.

Ко второй половине 6 века тюрки распространили свою власть до каспийско-причерноморских степей. В период ирано-византийской войны (602-628 гг.) появились первые свидетельства о существовании хазар. Тогда они являлись основной частью армии.

В 626 году хазары вторглись на территорию современного Азербайджана. Разграбив Кавказскую Аланию и соединившись с византийцами, они взяли штурмом Тбилиси.

К концу 7 века большая часть Крыма, Северного Кавказа и Приазовья находилась под контролем хазар. Нет точных сведений о том, насколько далеко распространялась их власть к востоку от Волги. Однако, несомненно, что Хазарский каганат, распространяя свое влияние, остановил поток кочевников, которые следовали в Европу из Азии. Это, в свою очередь, создавало благоприятные условия для развития оседлых славянских народов и западноевропейских стран.

Хазарский каганат контролировал территорию, на которой проживало достаточно много еврейских общин. Приблизительно в 740 году Булан (один из князей) перешел в иудаизм. По всей видимости, это способствовало укреплению именно его клана. При этом правящая языческая династия хазар начала терять авторитет.

Потомок князя Булана - Обадия - в начале девятого века занял в империи второй пост, сосредоточив реальную власть в своих руках. С того момента сформировалась система двойного государственного управления. Номинально в стране оставались главными представители царского рода, однако, реально правление от их имени осуществляли беки рода Буланидов.

После установления нового управленческого порядка Хазарский каганат начал развивать международную транзитную торговлю, переориентировавшись с завоевательных походов.

В 9 веке в связи с новой волной Волгу стали переходить новые кочевые племена.

Новым противником хазар стало Древнерусское государство. Варяжские дружины, пришедшие в Восточную Европу, начали успешно оспаривать власть над славянами. Таким образом, от хазарского господства освободились радимичи в 885, северяне в 884 и поляне в 864 году.

В период с конца 9-го по первую половину 10-го века Хазария ослабла, но продолжала оставаться весьма влиятельной империей. В большей степени это стало возможно благодаря искусной дипломатии и прекрасно обученной армии.

В гибели Хазарского каганата решающая роль принадлежит Древнерусскому государству. Святослав в 964 году освободил вятичей (последнее зависимое племя). В следующем году князь разбил войско хазар. Спустя несколько лет (в 968-969) князь разгромил Семендер и Итиль (столицы хазарской империи в разные периоды). Этот момент считается официальным концом независимой Хазарии.

Уже с VI века н. э. появляются в сирийских, армянских, византийских, латинских и китайских рукописях первые сведения о неизвестном до того народе, который поселился на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последующие века есть много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их - "алхазар", армяне называли их - "хазирк", в "Начальной русской летописи" они названы - "козаре", в еврейской средневековой письменности они появились под именем "кузар", "кузарим". В современном русском языке этот народ называется - "хазары".

Византийские писатели тех времен причисляли хазар к тюркским народам. Так же полагали и многие арабские писатели, хотя были среди них и такие, что относили хазар к грузинам или к армянам; а в одном армянском источнике их связывали с китайцами; а в грузинской летописи - со скифами; были и такие случаи, когда их считали народом, сходным со славянами. На самом же деле название "хазары" охватывало многие племена различного происхождения, многочисленные кочевые и полукочевые народы, остатки прошедших через южнорусские степи гуннов, - и тюркские элементы там преобладали.

Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья, то есть территория современного Дагестана. Хазары были воинственным народом, еще в VI веке - в составе других тюркских племен - они ходили походами в Закавказье и временно захватывали Грузию и Армению, а персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями.

Хазарский каганат образовался в середине VII века н.э., и его столицей был сначала город Семендер на территории теперешнего Дагестана, а затем Итиль - на Нижней Волге. В седьмом веке хазары оттеснили на запад, к Дунаю, болгар и захватили приазовские степи. Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Так возникла федерация разных племен, которая возглавлялась хазарским (тюркским) родом, и все племена и народы, что входили в нее, пользовались достаточной свободой, вплоть до того, что они могли самостоятельно ходить в походы, заключать свои договоры и принимать ту религию, которую они желали.

В хазарском каганате было два верховных правителя. Один из них - главный царь, каган, который всегда принадлежал к одной и той же фамилии знатного происхождения, - и обычай его избрания описал арабский географ Истахри: "Когда они желают поставить кого-нибудь каганом, то приводят его и начинают душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: "Как долго желаешь царствовать?" Он отвечает: "Столько-то и столько-то лет..." Этот обычай был связан с верой в божественную силу кагана: он сам определял в полузабытьи срок пребывания в его теле этой божественной силы. Если на страну обрушивалось несчастье - засуха, разорение, поражение в войне, то этого кагана убивали, потому что в нем иссякла божественная сила, - и вместо него выбирали нового кагана, которому начинали поклоняться. Но фактическая власть в стране принадлежала другому царю - каган-беку.

Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне, северяне, вятичи и радимичи в разные времена видели у себя хазар и платили им дань. Они вели долгие войны с арабским халифатом, и сыграли важную роль в истории восточноевропейских народов, заслонив их от арабов и выдержав атаки неодолимых прежде арабских армий. Хазария помогла и Византии, потому что оттягивала на себя арабские силы, которые в противном случае угрожали бы Византийской империи. К VIII веку Хазарское государство стало самой могущественной политической и военной силой Восточной Европы, и за защитительной этой оградой могла впоследствии возникнуть и развиваться Киевская Русь.

Хазары были поначалу язычниками, одним из многих языческих народов Восточной Европы, приносили жертвы огню и воде, поклонялись луне, деревьям, наиболее почитаемому божеству Тенгри-хану. В первой половине VIII века н.э. часть хазар Северного Предкавказья во главе со своим правителем по имени Булан (Савриил) приняли иудаизм. В тех местах тогда жили евреи, изгнанные из Сасанидского Ирана, и от них-то, скорее всего, и пришла к хазарам еврейская религия.

Легенда рассказывает, что хазарскому правителю Булану явился во сне ангел и сказал: "О, Булан! Господь послал меня к тебе сказать: Я услышал молитву твою и моление твое. Вот Я благословляю тебя и умножу тебя, продолжу царство твое до конца веков и предам в руку твою всех врагов твоих". Ангел пообещал Булану власть и славу, если он примет еврейскую религию, и после этого Булан отправился походом на Кавказ и действительно одержал там несколько внушительных побед. Из многих источников известно, что в 730-731 годах н.э. хазары одержали крупные победы в кавказской Албании (нынешний Азербайджан), - к этим годам и приурочивается принятие Буланом иудаизма. Но прежде чем он это совершил, император Византии и правитель мусульман прислали ему богатые подарки и послали ученых мужей, чтобы склонить его к своим религиям. Булан устроил диспут, в котором участвовали христианин, мусульманин и еврей, но не принял никакого решения. И тогда он спросил христианского священника: "Как ты думаешь, какая религия лучше - израильтян или исмаильтян?". На это священник ответил: "Вера израильтян лучше веры исмаильтян". Тогда Булан спросил мусульманского кадия: "А ты как думаешь, какая вера лучше - христианская или израильская?" Кадий ответил: "Израильская лучше". И тогда Булан сказал: "Если так, то вы сами признали, что религия израильтян самая лучшая, и потому я выбираю веру Израиля, которая была верой Авраама. Да поможет мне всемогущий Бог!"

Вся эта история про Булана стала нам известна из письма хазарского кагана Йосефа испанскому еврею из Кордовы по имени Хасдай ибн Шапрут.

До наших дней дошли два варианта его письма Йосефа к Хасдай ибн Шапруту: краткая и пространная редакции его I письма. Оно было написано на иврите, и, возможно, что писал его не сам каган, а один из его приближенных - евреев. Йосеф сообщал, что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей, и одного из них звали – Хазар. От него-то и пошли хазары. Сначала, сообщал Йосеф, хазары были малочисленны, "они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Бога прогнали их и заняли всю страну... После того прошли поколения, пока не явился у них один царь, имя которого было Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный, уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников и искал защиты и покровительства у Бога". После Булана, принявшего иудаизм, царь Йосеф перечислил всех хазарских каганов-иудеев, и у всех у них - еврейские имена: Овадия, Хизкиягу, Менаше, Ханука, Ицхак, Звулун, снова Менаше, Нисим, Менахем, Биньямин, Аарон и наконец автор письма - Йосеф. Он писал про свою страну, что в ней "никто не слышит голоса притеснителя, нет противника и нет дурных случайностей... Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно".

Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата, и когда он отправлял в далекую Испанию свое письмо - не позже 961 года н.э., то не знал еще, что дни его царства уже сочтены.

В конце VIII - начале IX века н.э. хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно, на пустом месте: наверняка уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев, говоря сегодняшним языком - некая "критическая масса", приближенных ко двору правителя, которые и повлияли на принятие такого решения.

Еще при Булане, который первым принял иудаизм, многие евреи переселились в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследования мусульман. При Овадии, как отмечал арабский историк Масуди, "много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство". Евреи заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии - Итиле. Каган Йосеф писал про те времена: Овадия "поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв".

Эта реформа Овадии, очевидно, не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги, а Овадия нанял кочевников-гузов.

Иудаизм продолжал оставаться государственной религией, и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата. Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники.

Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году н.э. знаменитый Кирилл - создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем, и, хотя в его "Житии" и написано, что он победил в споре, но каган все-таки не переменил религию, и Кирилл вернулся ни с чем. Узнав о том, что мусульмане в своих землях разрушили синагогу, хазарский каган даже приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал: "Если бы я, право же, не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть".

После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов, затем печенегов, потом киевского князя Святослава, который и победил хазар.

Воин Хазарии

По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата. Одни считают, что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами. Другие уверяют, что принятие хазарами иудаизма - миролюбивой религии - способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен. Есть сегодня и такие историки, которые объясняют это тем, что евреи со своей религией превратили хазар из "нации воинов" в "нацию торгашей". Русская летопись сообщает, что киевский князь Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону - он же впоследствии Белая Вежа - и вернулся в Киев. После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году н.э. греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином.

Караимы в Крыму – по одной из версий, потомки хазарских племен

Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов. Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи, как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках. И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!