Райт дом над водопадом чертежи. "Дом над водопадом" Ф.Л.Райта. Архитектурный стиль и человеческие потребности

Рассказ об этом сооружении начнем c 3D видео, которое создано уже в наше время. Смотрите.

" был возведен в 1935-1938 годах. В то время Фрэнку Райту было уже 70 лет. Несмотря на то, что он был очень популярен в Америке в начале 20-го века, когда идеи органической архитектуры были востребованы, к 30-м годам популярность оставила мастера. И он для того, чтобы заработать деньги, открыл художественную школу на дому, которая называлась «Талезин». Родители одного из учеников дали Райту заказ на строительство их загородного дома.

Долго и тщательно выбиралось место под дом, и наконец, живописный уголок под названием Медвежий ручей в Пинсельвании, стал местом строительства будущего произведения архитектуры. Само место было очень живописным - сплошной скалистый выступ, который нависал над водопадом, как консоль. Ф. Л. Райт одобрил выбор Кауфманов (так звали заказчика). Основная архитектурная идея Райта - дом должен быть един с природой, составлять с окружением единое целое.

Можно сказать, что сама идея создания дома не возле водопада, а прямо над водопадом - это своего рода Гимн Органической Архитектуре. Райт в этом проекте превзошел себя в попытках гармонизировать природу и человека. Этот проект прошел по грани конфликта между архитектурой - идей - произведением искусства и архитектурой, которая должна выполнять свою основную роль - создавать комфортное жилье . И этот конфликт, в принципе в последствии проявился, но об этом позже...

Основные особенности Дома над водопадом.

    Бетонные плиты перекрытия придавали уникальность дому

    В этом проекте Ф. Л. Райт впервые применил в качестве основного материала железобетон.

  • Конструктивно- пространственный принцип, положенный в основу дома состоял в том, что массивные железобетонные плиты, служили перекрытиями и выступали из центрального массива в разные стороны на различных уровнях. Такое решение придало особую уникальность зданию и объединило его со скалами вокруг. Консоли террас нависают прямо над водопадом
  • Камень вписанный в архитектуру

    Стены, были поставлены на бетонную площадку - платформу, вырастали от земли и заканчивались на уровне окон второго этажа.

  • Окна непрерывными рядами шли под свесами крыши, которая имела небольшой уклон. Через это ленточное остекление внутреннее пространство открывалось внешнему миру. Нижние поверхности свесов крыши были сделаны плоскими и выкрашены в светлые тона. Этот прием давал возможность крыше не только быть кровом и защитой для стен, но также быть дополнительным освещением помещений второго этажа за счет отраженного и рассеянного света от белых поверхностей свесов.

    Объединенное пространство - единение с природой

  • Благодаря сплошному остеклению, которое Райт называл "прозрачными ширмами" жильцы дома могли фактически с любой точки дома созерцать окружающую дом природу.
  • Огромный зал, с примыкающей к нему кухней, прихожей и столовой - первый этаж дома. Общая комната переходит в террасы. сливаясь с природой, благодаря все тому же сплошному остеклению.
  • На втором этаже традиционно располагались три спальни, которые выходили каждая на свой балкон.
  • Даже мебель создана по эскизам мастера.

    На третьем этаже еще одна спальня с большим балконом и террасой, которая вела через переходный мостик в крыло для прислуги и к гаражу.

  • В интерьере, следуя своим принципам "ненагромождения" и "неукрашательства", описанным нами в предыдущей статье , Райт внутреннюю фактуру стен сделал подобную наружной, не применяя штукатурку вовсе.

    Принцип Органической архитектуры - Изнутри наружу в действии.

    Изредка в интерьере суровость камня смягчается деревянной обшивкой.

  • В этом доме даже мебель была изготовлена по эскизам автора и стулья, и столы и даже ковры. Центром композиции и гордостью Райта был камин. Он был сложен из камня и очаг окружала глыба скалы, выступающая прямо из-под пола, на которой стоял сам дом. Яркий пример единения внутреннего и внешнего.

И конечно, придется упомянуть, что дом который планировали выстроить за 45 000 $, обошелся хозяевам вдвое дороже. Ну чего не сделаешь, ради искусства и эксклюзивности.

Триумф "Дома над водопадом"

Вилла Кауфманов (так называли ) стала одной из самых известных в Америке Вилл, после того как один известный издатель рассказал о ней в популярных журналах. И с тех пор "" стал культовым. На чудо архитектуры приходили взглянуть и Альберт Энштейн, и Марлен Дитрих и даже президент Америки Рузвельт, после визита которого посетить дом над водопадом стало признаком хорошего тона. И в Медвежьем ручье были нескончаемые приемы, высшие сливки общества устраивали там балы, ездили верхом, и т.д.

Но скоро в силу вступил тот конфликт о котором мы упоминали в начале статьи между архитектурой-идеей и архитектурой утилитарной. А именно, дом под воздействием повышенной влажности постепенно стал разрушаться, а консоли, которые держали фундамент начали сползать. Дом требовал ремонта. Кауфман начал ремонт, и уже не приглашал гостей. К 1950 году состояние дома было критическим, также, в прочем, как и состояние самих хозяев. Жена Кауфмана тяжело болела и умерла в 1852 году, а сам Кауфман умер в 1955 году, так и не закончив ремонт.

Наследник "дома над водопадом" передал его в ведомство штата. И с тех пор шедевр органической архитектуры - произведение искусства- стал музеем.

С тех под в этом музеем побывало больше 4 миллионов человек. Сегодня дом полностью отремонтирован, но посетить его можно только в группе.

Самое интересное, что сам Фрэнк Ллойд Райт после создания своего шедевра, вступил в новый виток творчества, который длился еще 20 лет и закончился с его смертью в 95 лет. А сам так и останется шедевром архитектуры, примером смелого проекта, который будет учить еще ни одно поколение архитекторов и вдохновлять.

Дом над водопадом (США) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Необычный дом над водопадом, расположенный в 80 км от города Питсбурга штата Пенсильвания , уже много лет подряд привлекает огромное количество туристов. Это уникальное сооружение стало манифестом органической архитектуры. Его автор Фрэнк Ллойд Райт хотел показать всему миру, что нужно жить в гармонии с природой. Стоит отметить, что это был один из самых смелых и неординарных проектов всемирно известного архитектора.

Во время строительства дома над водопадом архитектор Фрэнк Ллойд Райт строго следил за тем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природные скалы и выступы остались нетронутыми.

В начале 20 века Райт был очень модным архитектором, однако спустя годы заказов становилось все меньше, материальное положение Райта сильно ухудшилось. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, архитектор открыл у себя дома художественную студию «Талиесин». Одним из учеников студии стал Эдгар Кайфман-младший, сын успешного бизнесмена Эдгара Кауфмана. Кауфман-младший очень проникся идеями Райта, они подружились, и Райт стал частым гостем семьи Кауфман.

Вскоре Кауфманы заказали архитектору проект загородного дома, который должен был находиться в живописном уголке «Медвежий ручей». Место для будущего дома было очень красивым, но необычным для строительства - скалистый выступ с водопадом. Однако Райта такие сложности не отпугнули. Несколько месяцев он вынашивал идею неординарного проекта и в итоге придумал настоящий экодом. «Водопад должен стать частью вашей жизни», - заявил Райт будущим владельцам жилища и приступил к воплощению идеи. Во время строительства архитектор строго следил за тем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природные скалы и выступы остались нетронутыми. В качестве основного стройматериала Райт выбрал железобетон.

Кауфман-старший сомневался в компетентности Райта и даже показывал его чертежи другим инженерам и строителям. Узнав об этом, архитектор сильно обиделся и хотел отказаться от строительства дома над водопадом, но в итоге заказчик и исполнитель все-таки нашли общий язык. В знак примирения выкладки сторонних инженеров были заложены в каменную стену дома.

Дом над водопадом включает в себя несколько строений - это основной дом хозяев, дом для прислуги и гостевой дом, а также гараж. Интересно, что во всех этих зданиях Райт стремился органично сочетать искусственные и естественные элементы. Например, в некоторых местах оконные стекла вставлены не в рамы, а непосредственно в каменную кладку. Кроме того, в некоторых помещениях архитектор намеренно сделал низкие потолки, намекая хозяевам на то, что нужно больше времени проводить на улице, а не в здании. Кстати, Райт разработал не только проект дома, но и его внутреннее убранство - придумал дизайн стульев, столов и даже ковров. Многие известные люди приезжали посмотреть на необычное здание - дом над водопадом посетили Альберт Эйнштейн, Марлен Дитрих и даже президент США Франклин Рузвельт.

Дом над водопадом

С 1937 по 1963 год семья Кауфман постоянно использовала дом над водопадом по выходным дням - здесь устраивались загородные приемы, отмечались праздники. Однако не все было так безоблачно - с жилищем возникало много проблем. Во-первых, строители допустили ошибку, из-за которой железобетонные консоли стали отклоняться от проектных положений и пришлось устанавливать подпоры. Во-вторых, из-за близкого расположения водопада в доме начала образовываться плесень. Кауфман-старший даже прозвал жилище «всходящая плесень» и «строение с семью бадьями».

Постепенно вилла все больше разрушалась, из-за чего хозяин разругался с архитектором. Однако Райт заметил, что хозяева сами виноваты, поскольку жилище отражает то, что творится в семье Кауфман. Стоит отметить, что муж с женой действительно жили не очень-то дружно, поскольку Кауфман был очень свободолюбивым человеком, а его супруга сильно переживала по этому поводу. За состоянием дома необходимо было постоянно следить, и поэтому рабочие практически жили в нем. После смерти родителей Кауфман-младший передал виллу в ведомство штата, и дом над водопадом стал музеем.

Органическая архитектура — это целая философия, в основу которой положены идеи гармонического сосуществования человека и окружающей среды. Основоположником этого стиля стал американский архитектор Ф. Л. Райт, который создал свою школу, где будущие зодчие обучаются и в 21 веке.

Органический архитектурный стиль

Любая архитектура создается по определенным физическим и эстетическим природным законам, а также по правилам геометрических построений в Евклидовой системе координат. В отличие от объектов традиционных, построенных в прямоугольных формах, в органических за основу взята концепция вписывания здания в единый живой комплекс с окружающим ландшафтом и природой.

Задача органической архитектуры (organic architecture, лат.) в том, что форма сооружения и его размещение должны находиться в гармонии с естественным пейзажем. Допускается использование только природных материалов.

В этой архитектуре присутствует 3 основных аспекта:

  • экологичные материалы, безопасные для человека;
  • бионическая форма объекта;
  • использование натурального ландшафта.

Основоположником этого стиля является американский зодчий Фрэнк Ллойд Райт, развивший и дополнивший теорию своего наставника Луиса Салливана.

Ф. Л. Райт и его объекты

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959 ) за 70 лет творчества создал и воплотил в реальность теорию композиции архитектуры как органического целостного пространства, которое совершенно неотделимо от окружающей его среды. Идея его непрерывности основана на принципе свободной планировки и широко применяется современными зодчими.

По проектам Ф. Л. Райта были построены загородные особняки и жилые дома, а также и общественные здания, при создании которых он использовал принцип перетекания пространств. Всего за свою творческую жизнь он успел спроектировать 1141 здание, среди которых не только жилые дома, но и церкви, школы, музеи, офисы и др. Из них 532 проекта было реализовано, а 609 находятся на незавершенной стадии.

Кроме Ф. Л. Райт занимался проектированием мебели, тканей, художественного стекла, посуды и серебра. Он прославился также в качестве педагога, писателя и философа, написав 20 книг и множество статей, активно пропагандировал свои идеи, читая лекции в различных регионах США и Европы.

Один из проектов Райта, посвященный разработке децентрализации американских городов на примере Бродэйкра, продолжает обсуждаться учеными и писателями 21 века.

Основные используемые строительные материалы: камень, кирпичи, дерево и бетон. Естественная их фактура — это дополнительный декоративный прием, с помощью которого создается впечатления целостности и естественности объекта и природы. Например, бетонная стена вписывается как скала посреди леса. Каменный фасад часто делается из шероховатых блоков, полы — из неотшлифованного гранита; если бревна, то только грубые и неотесанные.

Одна из основных идей органической архитектуры — интегральность, или цельность, призвана создать впечатление от построенного объекта как единого целого, не разделенного на детали. Приветствуется минимализм и стремление к простоте, плавное перетекание одной комнаты в другую. Именно Райту принадлежит мысль собрать в единое целое столовую, кухню и гостиную с применением открытой планировки.

Вместо большого количества декора и разнообразия в цветовом оформлении применяется ограниченное количество материалов при большой площади здания и прием максимальной степени остекления.

Принципы архитектуры Райта

Новое учение об эволюции архитектуры было сформулировано Л. Салливаном с учетом положений биологической науки в 1890-е годы. Позднее оно воплотилось и было доработано его последователем, Ф. Л. Райтом, в 20 веке.

Основные принципы органической архитектуры, сформулированные Райтом:

  • применять по возможности прямые линии и обтекаемые формы при проектировании здания, пропорции которого должны быть максимально приближены к человеческим для комфортной жизни в нем;
  • разрабатывать минимально необходимое число комнат в доме, которые вместе должны образовывать замкнутое пространство, пронизанное воздухом и свободно просматривающееся;
  • связывание структурных частей здания в единое целое, придание ему протяженности по горизонтали и подчеркивание плоскости, параллельной земле;
  • лучшую часть окружающего ландшафта оставить вне объекта и использовать для вспомогательных функций;
  • нельзя придавать дому и комнатам форму коробки, а использовать перетекание одного пространства в другое с минимальным количеством внутренне разделенных помещений;
  • вместо фундамента с хозяйственными комнатами в основании здания должен быть низкий цоколь;
  • входные проемы должны соответствовать пропорциям человека и размещаться естественно по схеме здания: вместо стен можно применять прозрачные ограждающие ширмы;
  • при строительстве стремиться к использованию только одного материала, не применять комбинирование различных природных фактур;
  • освещение, отопление и водоснабжение проектируются в виде компонентов самого здания и его строительных конструкций;
  • внутренний интерьер и предметы обстановки должны иметь простую форму и быть совмещены с элементами здания;
  • не использовать декоративное оформление в интерьере.

Архитектурный стиль и человеческие потребности

Знаменитый психолог А. Маслоу разработал общую иерархию потребностей человека, названную пирамидой:

  • физиологические (правильное питание, чистый воздух и среда);
  • ощущение безопасности;
  • семейные;
  • социальное признание и самоуважение;
  • духовные.

Целью создания любого объекта в органическом стиле в архитектуре является реализация всех уровней пирамиды Маслоу, особенно самого важного из них — саморазвития человека, для которого будет построен дом.

По концепции Ф. Л. Райта, большое значение при проектировании и строительстве дома придается личному общению с заказчиком и созданию для него такого жилого пространства, которое бы удовлетворяло все его духовные, социальные, семейные, физиологические потребности и обеспечивало необходимую безопасность.

Архитектурная карьера и «Дома Прерий»

Карьера Ф. Л. Райта начиналась в Чикагской архитектурной компании «Адлер и Салливан», основанной идеологом чикагской школы. Затем, в 1893 г., он основал собственную фирму, в которой занялся проектированием своих первых домов. Уже в начальных его работах прослеживается четкое восприятие пространственности, при котором он все дома «распластывает» вдоль земли.

В начале своей деятельности Райт занимается постройкой частных особняков по заказам клиентов. Большую известность ему принесли «Дома Прерий», которые были построены в 1900-1917 гг. и созданы с применением принципов органической архитектуры Райта. Объекты архитектор создавал, пользуясь идеалом единения здания и природы.

Все дома выполнены с открытым горизонтальным планом, скаты крыш вынесены за пределы здания, отделаны необработанными природными материалами, на участке разбиты террасы. По типу японских храмов фасады их ритмично расчленены каркасами, многие дома построены в форме креста, где центром является камин, а вокруг — открытое пространство.

Внутренние интерьеры архитектор также проектировал самостоятельно, в том числе мебель и декор, преследуя цель органичного вписания их в пространство дома. Самые известные дома: Уиллитса, Мартина, дом Роби и др.

В начале 20 в. большой популярности Ф. Л. Райт добился в Европе, где он выпустил в 1910-1911 гг. две книги о новом органическом стиле в архитектуре, что и положило начало его распространению среди европейских зодчих.

«Талиесин»

Собственное жилище, или «Талиесин» (Taliesin), Ф. Л. Райт построил в своем стиле в 1911-м, и он стал самым длительным его проектом, который неоднократно достраивался и переделывался. Возводился дом из местного известняка среди холмов северо-западной части Висконсина, в долине, которая ранее принадлежала родственникам его семьи. Название произошло от имени древнего валлийского друида и переводится как «светящийся пик».

«Талиесин» был спроектирован по всем принципам органической архитектуры на склоне холма в окружении деревьев. Здание воплощает идею гармоничного единения человека и природы. Горизонтально расположенные оконные проемы чередуются со стелющимися рядами крыш и деревянными перилами, которые служат межэтажным ограждением. Интерьер дома был создан самим хозяином и украшен коллекцией китайского фарфора, старинными японскими ширмами и скульптурами.

В «Талиесине» дважды случались пожары - в 1914 и 1925 гг., и каждый раз дом перестраивался. Во второй раз вместе с Райтом в возрождении дома участвовали уже студенты, которые обучались в его школе.

Архитектурная школа Райта

Официальное название созданного в 1932 г. учебного заведения - «Архитектурная школа Ф.Л. Райта», но при жизни организатора оно именовалось талиесинским товариществом, в которое съезжалась молодежь, желающая обучаться принципам органической архитектуры 20 века. Здесь же были устроены мастерские, в которых будущие специалисты учились сами обрабатывать известняк, рубить деревья и изготавливать необходимые детали для строительства.

Еще один «Талиесин Вест» был основан в Аризоне, где были построены мастерские, учебные и жилые здания для учеников, а позднее — библиотека, кинозал и театры, столовая и другие необходимые здания. Гости называли этот комплекс «Оазисом среди пустыни». Многие ученики Райта продолжали работу над различными проектами зодчего, другие — уезжали и основывали собственные архитектурные фирмы.

В 1940 г. был основан фонд Ф. Л. Райта, который и поныне руководит его архитектурной школой и готовит студентов для получения степени магистра архитектуры.

Личная жизнь архитектора

У основателя нового архитектурного стиля, Ф. Л. Райта, была бурная личная жизнь: за прожитые 92 года он успел 4 раза жениться и имел много детей. Первой его избранницей в 1889 г. стала Кэтрин Ли Тобин, которая родила ему 6 детей.

В 1909 г. он оставил семью и уехал в Европу вместе с будущей супругой Мэймах Ботвик Чейни. После возвращения в США они поселяются в построенном собственном доме «Талиесине». В 1914 г. психически больной слуга в отсутствие хозяина убивает его жену и 2 детей и сжигает их дом.

Спустя несколько месяцев после трагедии Ф. Л. Райт познакомился со своей почитательницей М. Ноэль и женился на ней, однако их брак просуществовал только год.

С 1924 года и до конца своей жизни он был рядом со своей 4-й женой, Ольгой Ивановной Лазович-Гинценберг, с которой они расписались в 1928-м. У них родилась дочь. После его смерти в 1959-м «Ольгиванна» многие годы руководила его фондом.

Дом над водопадом

Мировую известность Ф. Л. Райту принес построенный им на заказ семьи Кауфман загородный дом в Пенсильвании, сооруженный над водопадом. Проект был реализован в 1935-1939 гг., когда архитектор начал в строительстве применять железобетонные конструкции и научился соединять их с романтикой окружающего ландшафта.

Узнав о решении зодчего возводить здание практически над водопадом, инженеры-строители однозначно пришли к выводу, что оно не простоит долго, т. к. по проекту вода струилась прямо из-под фундамента. Идя навстречу требованиям клиента, Райт дополнительно укрепил дом На современников это сооружение произвело громадное впечатление, что помогло архитектору повысить интерес к себе у заказчиков.

Здание представляет композицию из железобетонных террас, вертикальные поверхности сделаны из известняка и размещены на опорах над водой. Дом над водопадом стоит на утесе, часть которого осталась внутри и используется в качестве детали интерьера.

Дом-аттракцион, который до сих пор удивляет использованными строительными технологиями, реконструировался в 1994 и 2002 гг., когда для прочности в него были добавлены стальные опоры.

Общественные здания по проектам Ф.Л. Райта

В 1916-1922 гг. архитектор принимает участие в строительстве отеля «Империал» в Токио, в котором он широко использовал идеи целостности конструктивных элементов, что помогло зданию устоять во время землетрясения 1923 г.

В 1940-50-е годы Райт использует свой стиль для строительства общественных зданий в США. Самыми известными примерами органической архитектуры считаются штаб-квартира «Джонсон Вакс», расположенная в г. Расин (шт. Висконсин) и Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке (1943-1959).

Конструктивная основа центрального зала компании «Джонсон Вакс» — «древовидные» колонны, расширяющиеся кверху. Такая же структура повторяется и в помещении лаборатории, где все комнаты сгруппированы вокруг «ствола» с лифтами, а плиты перекрытий скомбинированы в виде квадратов и кругов. Освещение осуществляется через прозрачные стеклянные трубки.

Апофеозом архитектурного творчества Райта стало здание музея которое проектировалось и возводилось на протяжении 16 лет. В основе проекта лежит перевернутая спираль, а внутри строение похоже на раковину со стеклянным двориком в центре. Осмотр экспозиции по задумке зодчего должен проходить сверху вниз: поднявшись на лифте под крышу, посетители затем спускаются постепенно вниз по спирали. Однако в 21 в. руководство музея отказалось от этой идеи, и экспозиции теперь осматриваются стандартно, начиная от входа.

Стиль органической архитектуры в 21 веке

Возрождению современной органической архитектуры в проектировании и строительстве зданий способствуют зодчие из многих стран Европы: Германии, Норвегии, Швейцарии, Польши и др. Все они придерживаются разработанных Ф. Л. Райтом принципов органичного единения пространства и природы, обогащая своим творчеством современные архитектурные течения и воплощая философские и психологические идеи возведения реальных сооружений в качестве живых объектов, предназначенных для комфортной и гармоничной жизни людей.

В Мил Ране, штат Пеннсильвания, на реке Медвежий ручей, текущей на высоте 395 метров над уровнем моря и обрывающейся 9-метровым водопадом, известный архитектор выстроил удивительный дом известный как «Дом над водопадом» (Fallingwater) .

Эта постройка олицетворяет единение человека, архитектуры и природы. Дом был выстроен для семьи Кауфманов, с сыном которых Райт был очень дружен. Кауфманы хотели, чтобы архитектор построил дом с видом на водопад, который им очень нравился. Вместо этого Райт построил дом таким образом, что водопад стал его частью.

При проектировании дома сыграло увлечение Райта японской архитектурой. Архитектор стремился создать гармонию между человеком и природой, и дом является отличным примером подобной гармонии. Он был предназначен, чтобы улучшить это место, и он своим обликом неразрывно связан с водопадом и окружающим ландшафтом. Присутствие водопада постоянно ощущается во всем доме, если его не видно, то слышно – звук падающей воды разносится по всему зданию.

Райт создавал дизайн дома вокруг камина, сердца жилища, где по его мысли должны были собираться все члены семьи. В гостиной с камином, часть природной скалы является полом, а сам камин сделан из местной породы.

« Дом над водопадом» состоит из двух частей: главный дом, построенный в 1936-38 гг. и гостевой дом, законченный в 1939 году. Простые комнаты главного дома были меблированы Райтом лично. Это большая гостиная, кухня на первом этаже и три маленькие спальни на втором. На третьем располагаются кабинет и спальня Эдгара Кауфмана-мл. Все комнаты связаны с природой, окружающей их, а из гостиной даже есть ступеньки прямо к водопаду.

Перемещения по дому осуществляются по темным узким коридорам, что подчеркивает величие природы за стенами дома. Потолки в комнатах низкие, чтобы взгляд по горизонтали устремлялся за пределы помещения. Красота пространств выражается в их направленности к природе, созданной с помощью консольных террас. Выдаваясь за пределы дома под разными направлениями, эти террасы добавляют элемент скульптурности помимо их основного назначения.

Террасы формируют сложную, горизонтальную линию с выступами, которые высвобождают пространство с помощью параллельных земле панелей. Чтобы правильно сконструировать их, Райт работал с инженерами Меделем Гликманом и Уильямом Уэсли Петерсом. Их решением стал материал. Сам дом построен с помощью классической каменной кладки, вписывающейся в ландшафт, а террасы было решено сделать из армированного бетона. Райт первый раз работал с этим материалом.

Внешний вид «Дома над водопадом» олицетворяет сильный горизонтальные узор с помощью кирпичей и длинных террас. Окна на фасаде открываются по углам здания, еще сильнее расширяя его горизонталь и соединяя с ландшафтом. Эта и подобные мелкие детали делают дом шедевром архитектуры. И даже несмотря на небольшие строительные проблемы, которые требовали исправления, не мешают ему считаться работой гения. В 1966 году «Дом над водопадом» приобрёл статус Национального исторического памятника США. Ежегодно его посещают тысячи туристов.

В этом видео , с помощью компьютерной графики, можно увидеть, как дом встраивался в окружающее пространство.

Дом над Водопадом нависает над медвежьим ручьем подобный какой-то инопланетной конструкции.
Он потрясает воображение. Отсюда, с отрогов медвежьего ручья, на самом деле лучше всего
просматривается его тектоника.

Фрэнк Ллойд Райт проектировал всё в своей голове, используя чертежи только для того, чтобы подтвердить
то, что он уже полностью представил. Поэтому он особо не обеспокоился тем, что в один сентябрьский
день 1935 года узнал, что его клиент Эдгар Дж. Кауфман собирался через несколько часов прибыть в его
студию «Талиесин», чтобы увидеть давно обещанный проект «Дома над водопадом».
Никаких чертежей и не существовало.

Тот самый рисунок Фрэнка Ллойда Райта на который купился Кауфман.

Райт уселся за кульман и без колебаний начертил общий план, а также вертикальную и горизонтальную
проекции, полностью готовые.


Его же рисунок, но со стороны прилегающего к дому склона. Безупречная перспектива.

Когда прибыл Кауфман и увидел проект, он был ошеломлён. С этого дня - несмотря на ужасные трудности
в техническом плане, яростные споры и огромные траты - Кауфман оставался вдохновлённым этим проектом.
«Дом над водопадом» вдохновлял его всю оставшуюся жизнь.

Кауфман и его жена обычно проводили выходные в живописном месте рядом с водопадом на Медвежьем ручье,
в лесах к западу от Пенсильвании. Когда они попросили Райта спроектировать замену их маленькому
сборному домику, он предложил создать дом, опирающийся на все те камни, с которых они рыбачили и на
которых отдыхали во время купания. Сначала эта идея показалась им обречённой на провал; дом несомненно
разрушит свой собственный смысл существования. Но Райт был уверен в том, что он усовершенствует природу.
Его уверенность основывалась на принципе консоли, и на материале, которого он когда-то остерегался:
железобетоне.


По этой лестнице, которая как бы вытекает из нижнего яруса террасы, можно спуститься на площадку,
нависающую над самой поверхностью ручья. Осенью, когда поток воды становится больше, его поверхность
почти касается площадки. Чувство необыкновенное, будто стоишь прямо на воде!

Предполагалось построить большой и просторный дом, но выходить он должен был не на речной берег, а
прямо в воздух над водопадом. В структурном виде, террасы дома должны были напоминать листья
рододендрона, нависавшие над рекой, либо удивительный, но в то же время естественный вид гриба-трутовика.
Удерживаться они должны были так же естественным продолжением речного берега в форме стен и столбов
из добытого тут же камня.


В экстерьере Дом Над Водопадом как бы цепляется за окружающие его скалы. Слившиеся воедино округлые
бетонные балки и грубые, угловатые каменные пласты создают причудливый симбиоз, рождая чувство
устойчивости, казалось бы, неустойчивого по определению строения.

Эти замыслы были победоносно воплощены. Ничуть не разрушая красоту этого места, дом является
воплощением гармонии человека и природы.
В иной обстановке огромные террасы могли бы показаться агрессивными и хвастливыми; здесь же они
выглядят естественно и неизбежно, как будто это способ строительства какого-то неизвестного племени.


Интерьер дома также впускает в себя тему фактурного камня и пластичного бетона, однако помещения
не смотрятся темными каменными пещерами за счет широкого, панорамного остекления. К тому же в
Пенсильвании в целом тепло.

Помещения в доме достаточно традиционны: большое единое жилое пространство и четыре просторных спальни.
Но комнаты имеют второстепенное значение по сравнению со сложным многослойным организмом бетонных
террас и камней, удерживающих их. Иногда комнаты вырезаны в камнях, иногда они представляют собой
участки террасы, огороженные стеклянными стенами в стальных каркасах. Элементы здания затейливы, но
без особых «наворотов», поскольку они соответствуют общему замыслу: лестничный пролёт спускается
из проёма в полу гостиной и парит непосредственно над поверхностью ручья; три ствола деревьев
прорастают прямо в полу западной террасы; несрезанный валун выступает из выложенного камнями пола
подобно скале, на которой был заложен дом. Этот последний штрих был предложен самим Кауфманом и
тотчас же всецело одобрен архитектором.


Изнутри, со стороны крытой части террасы лестницу к воде можно закрыть вот такой хитрой конструкцией
чтобы холод от воды не проникал внутрь. Кстати заметьте контраст между угловатым, рельефным, почти
острым камнем, и мягкими скругленными линиями бетона. Замечательный пример выявления характера
материала в архитектуре.

Но за то, чтобы жить в таком архитектурном шедевре, приходится дорого платить, как в психологическом,
так и в материальном смысле. На протяжении многих лет после завершения строительства дома Кауфман
с беспокойством следил за тем, как конструкция трещала и проседала.

Совсем по другому архитектор отнесся к растительности которая окружает дом. Если в скалу, в камень
здание вгрызается, держится за него изо всех сил, то деревья мягко, бережно обходит своими ажурными
бетонными конструкциями.

Для осмотра здания регулярно приглашались инженеры, которые так же регулярно советовали подпереть
консоли стойками. Конечно же, это разрушило бы весь замысел. Кауфман не сдался, и дом сохранился
почти что в том виде, в каком и был создан, охраняемый теперь Обществом охраны природы Западной
Пенсильвании.

Источник - tartle.net/grivarius