Боги греции афродита. Афродита. Греческие мифы. Афродита и Адонис

Любви и красоты. Первоначально, вероятно, Афродита являлась олицетворением производительных сил природы, но впоследствии черты божества изменились под восточным (финикийским) влиянием, так что Афродита стала во многом родственна финикийской Астарте или сирийской Ашере . Как и Астарту, ее представляли иногда и воинственной богиней и изображали вооруженной, например, на острове Кипре, центре её культа, где во многих местах (Пафе, Идалии, Саламине и др.), она имела древние святилища. От Кипра Афродита получила прозвание Киприды . Она высоко чтилась также на острове Кифере, откуда прозвание её Киферея , в Спарте , Акрокоринфе и др. Афродита – возлюбленная бога Арея (Ареса) и сама называется Арея. С Ареем, как богом ветров, оплодотворяющих землю, она, богиня зиждительных сил, должна была с самого начала находиться в тесной связи. По Гесиоду , она родила от Арея Деймоса и Фобоса («Страх» и «Ужас») и олицетворенное согласие – Гармонию. Поводом к возникновению мифа о происхождении Афродиты из морской пены или половых органов Урана , низвергнутых в море, послужило, вероятно, родство начальных букв её имени с греческим словом Aphros (пена).

Трем царствам, в которых проявляется творческая сила природы, соответствовали и три названия богини: Афродита Urania (Venus coelestis) – небесная Афродита, Афродита Thalassa (Pontia) – морская Афродита, и Афродита Pandemos – богиня, властвующая на земле.

Афродита, плывущая по морю в раковине. Художник Дж. Беццуоли, 1830-е

Как Urania, Афродита – дочь Зевса и Артемиды, которые в двойной форме – мужской и женской – воплощают небесное царство. Как Афродита Pontia, она – богиня моря и в особенности моря спокойного и безмятежного благоприятствующего счастливому плаванию (Euploia). В этом значении чествовалась вместе с Посейдоном , а дельфин считался её священным животным. Наконец, как богиня земли, Афродита имеет своим возлюбленным Адониса , рожденного из дерева и олицетворяющего собою пышный расцвет и умирание природы. Как в мире животном и растительном Афродита Pandemos способствует росту и размножению, так и среди людей она сохраняет подобное значение, являясь покровительницей гетер . Введение культа Афродиты Pandemos в Афинах приписывали герою Тесею . Постоянными спутниками Афродиты, как богини очарования и любви по преимуществу, считались Пифо, Пофос, Гимерос, Хариты , Гименей , но прежде всех Эрот , в котором легенда видела её сына. Римляне отождествили с Афродитой древнеиталийскую богиню Венеру.

Античное искусство с особенной любовью останавливалось на изображении богини красоты. В период первого расцвета художественного гения греков (Фидий) Афродита представлялась в полном одеянии, восседающей на троне или стоящей, но в позднейшую эпоху (Пракситель ) стали изображать ее обнаженной, как бы выходящей из морской пены, и, наконец, еще позже перестали связывать наготу богини с её происхождением, а воплощали в ней идеал красоты женского тела. Черты и выражение лица богини приобрели в позднейших творениях характер изнеженности, сладострастия и кокетства. Прелестный овал лица, улыбка на устах, узкие, томные, дышащие негой глаза – такими чертами рисовалась Афродита пред взорами художников после-фидиевского периода. На знаменитой статуе Праксителя, так называемой Афродита Книдской, полные формы богини ещё дышат здоровьем, но уже на её мюнхенской копии резко выступает черта изнеженности. Большой славой пользовалась в древности статуя Апеллеса – Афродита Anadyomene.

Афродита Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Из сохранившихся статуй Афродиты первое место по красоте замысла занимает Афродита Милосская (найдена 1820 г. на острове Милосе, в развалинах театра), чей творец и эпоха создания, не установлены. Афродита изображалась также сидящей в раковине, окруженной толпой нереид , или же в воинственной позе вместе с Ареем (степная живопись Помпей), заигрывающей с Эротом, в сонме наряжающих ее харит, или, наконец, посредницей в любви между Парисом и Еленой . Последнему мифу так же, как и суду Париса , особенно посчастливилось в античном искусстве. В Помпеях художники отдавали предпочтение циклу сказаний об Адонисе. На античных вазах встречается изображение Афродиты среди свадебного обряда наряжания невест.

Афродита Афродита

(Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита - богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса и смертных Адониса и Анхиза. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей известное яблоко раздора. Всякий, кто надевал на себя ее волшебный пояс, тотчас же делался красивым и становился предметом любви и желаний Афродиты. Обыкновенно ее сопровождает сын ее Эрот. Апрель как весенний месяц считался священным месяцем Афродиты. Ей были посвящены, как символы любви: мирт, роза, яблоко; как символы плодородия: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине - дельфин. Вероятно, Афродита одинакового происхождения с сирийской богиней Астартой, или Астаретой. Изображения Афродиты, из мрамора и на полотне, представляют собой одни из замечательнейших произведений древнего искусства. Таковы: Афродита, выходящая из волн, Апеллеса; Венера Книдская, работы скульптора Праксителя, стоявшая в Книде, в храме Афродиты. Фрина послужила образцом обоих этих великих произведений искусства. В Книд стекались путешественники со всех концов земли, чтобы видеть статую Венеры. Плиний и др. считали ее самой прекрасной статуей в мире. Впрочем, пожалуй, придется отдать предпочтение Венере Милосской, найденной в 1820 г. на острове Милос (ныне Мило), одном из Цикладов, и сохраняющейся в Луврском музее в Париже.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АФРОДИТА

(Άφροδίτη), в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и Дионы (Hom. Н. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189- 206), она родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» (от греч. "αφρός, «пена») и одного из её прозвищ - Анадиомена - «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы ) и нимф (Hom. Н. V 338; Od. XVTTT 194: Hymn. Hom. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она - богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33).
По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая А. - дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. - Киприда, «кипро рождённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем А. является Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей - Геру и Афину (Apoll. Rhod. Ill 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» - спутники Ареса) и Гармония (Нее. Theog. 934-937). Первоначально Эрот - космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчёркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе (Apoll. Rhod. III 111-159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став её постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооружённым луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Hom. П. III 399-412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след.). Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311-318). Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку (V 334-343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона (V 370 след.). А. поднимают на смех Гера и Афина - её постоянные противницы (V 418-425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Нее. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утончённой картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается всё ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
В гомеровском эпосе А. принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест - законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты (VIII 266-366). Хотя появление классической А. всё ещё внушает ужас (Hom. П. III 398), она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная », « сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё» (XIV 215-221). Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).
Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба - Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой (Paus. III 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа А.
Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сииилия (от горы Эрике - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - «рода Энеева мать» (Lucr. II) - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1963, т. 72, в. 3, с. 141-45; Otto W. Г., Die Gutter Griechenlands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Garten, Heidelberg, 1954; Lullies R„ Die kauernde Aphrodite, Munch.- Pasing, 1954; Schilling H„ La religion romaine de Venus..., P., 1954; Simon E., Die Geburt der Aphrodite, В., 1959.
А. Ф. Лосев.

Античные скульптурные изображения А. многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. - полунагой или совершенно обнажённой. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.). К другой статуе Праксителя - «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в т. ч. «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов - рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См. также Адонис .
Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Кар-раччи, Г. Реии, Доменикино, Д. Веласкес и др.), «туалет Венеры» (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашёл воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени - картины « Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бёклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.
В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа - оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»), Среди произведений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа «Триумф А.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Афродита

Златоволосая богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально - богиня моря, неба и плодородия. Дочь Урана. Родилась около острова Киферы из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала белоснежную пену. Ветерок принес ее на остров Кипр, где ее, вышедшую из морских волн, и встретили Оры. Позднее считалась дочерью Зевса и нимфы (океаниды) Дионы. По Гомеру, жена Гефеста; по другим мифам, - жена Ареса. Мать Гермафродита (от Гермеса), Энея (от Анхиза), Фобоса, Деймоса, Эроса и Гармонии (от Ареса). Яблоко раздора в споре между Афродитой, Герой и Афиной присуждено Парисом Афродите за обещание помочь в похищении Елены. Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных. Не подвластны ее могуществу только Афина, Гестия и Артемида. Символ любви и сексуального желания. Безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Афродите соответствует римская Венера. Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин. Венере были посвящены голубь и заяц (как символ плодовитости), роза, мак и мирт. Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился ее храм, и остров Кифера. Самый роскошный храм Венере Прародительнице был построен Юлием Цезарем, считавшимся потомком Энея, в I в. до н.э. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты - “Афродита Книдская” (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и “Афродита Милосская” (2 в. до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

// Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Арнольд Беклин: Рождение Венеры // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Хвала Венере // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Венера и Марс // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Рождение Венеры // Энтони БРАУН: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Адольф-Вильям БУГРО: Рождение Венеры // Франсуа БУШЕ: Венера, утешающая Купидона // Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Сьюзен ГЕРБЕРТ: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Жак Луи ДАВИД: Венера и три грации обезоруживают Марса // Никола ПУССЕН: Марс и Венера // Питер Пауэл РУБЕНС: Суд Париса // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера у зеркала // ТИЦИАН: Венера Урбинская // ТИЦИАН: Венера и лютист // ТИЦИАН: Венера и органист // ТИЦИАН: Венера, органист и Купидон // ТИЦИАН: Венера завязывает глаза Купидону // ТИЦИАН: Поклонение Венере // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Рождение Афродиты // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Шаги Афродиты // Поль Валери: Рождение Афродиты // Жан де ЛАФОНТЕН: Афродита Каллипига // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Рождение Киприды // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Рождение Венеры // Ангелос СИКЕЛЬЯНОС: Анадиомена // Афанасий Афанасьевич ФЕТ: Венера Милосская // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Афродита // Марина ЦВЕТАЕВА: Хвала Афродите // Н.А. Кун: АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ // Н.А. Кун: АФРОДИТА // Н.А. Кун: ПИГМАЛИОН // Н.А. Кун: НАРЦИСС // Н.А. Кун: АДОНИС // Н.А. Кун: Эрот // Н.А. Кун: Гименей // Н.А. Кун: ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АФРОДИТА

Не изнеженной, ветреной богине Афродите (1) вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.

Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр (2). Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот (3) повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

(1) Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.

(2) По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.

(3) Гимерот - бог страстной любви.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

АФРОДИТА

в греческой мифологии дочь Зевса и Дионы, богиня любви и красоты

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Фрагмент росписи краснофигурного килика «мастера Пистоксена».
Около 475 до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Лиандра».
Около 460 до н. э.
Флоренция.
Археологический музей.

Мрамор.
Около 120 до н. э.
Париж.
Лувр.


Рождение Афродиты, рядом с ней — нимфы.
Рельеф так называемого трона Лудовизи.
Мрамор.
470—450 до н. э.
Рим.
Национальный музей.

Фрагмент росписи апулийского лекифа.
Около 380 до н. э.
Торонто.
Королевский музей Онтарио.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Каллимаха (440—430 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Римская мраморная копия.

Рим.
Капитолийские музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Праксителя (350—340 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Картина П. Веронезе.
1580-е годы.
Турин.
Галерея Сабауда.

Картина Д. Веласкеса.
1657.
Лондон.
Национальная галерея.








Об Афродите Древней Греции сложено множество легенд. Правда ли то, что она имела несколько мужей, одним из которых был ее отец? Неужели великолепный город Троя пал из-за ее козней? Какие имена связаны с Афродитой в мифах различных цивилизаций античности?

Мифы Древней Греции об Афродите

Афродита в мифологии Греции покровительствовала красоте и любви. Она являлась дочью всемогущего Зевса, а ее матерью стала Диона, обитающая на дне океана. Принято было считать, что Афродита также возникла из морской пены.

Афродита была близка по положению к культу Астарты - в она почиталась как хранительница плодородия. Ее символу поклонялись в городах на побережье Малой Азии и Эгейского моря. Изображение идола также встречалось в колониях Греции в районе Причерноморья. В римской мифологии Афродита воплощалась как Венера. Наиболее известными культами в античные времена стала Афродита Книдская Праксителя с IV в. до н.э. и Венера Милосская с II в. до н.э.

Предназначение Афродиты было только одно - сотворение любви. Однажды вышел спор между Афиной и Афродитой, когда последняя была замечена за прялкой. Афина посчитала, что другая вмешивается в ее дела и пригнозила, после чего Афродита оставила это ремесло и занялась своими обязанностями.

Значение имени Афродита в Древней Греции

Имя Афродита пришло из Малой Азии. Его значение неизвестно, но существует две версии происхождения. Согласно ранней традиции, она родилась от брака и Дионы. По более поздней теории, Афродита была создана из крови убитого Кроносом Урала, упавшего в море, после чего образовалась пена. В связи с этим вторым ее именем стало Анадиомена, что означает «появившаяся на море».

Религиозному культу присваивались функции сложного космического механизма, наделенного мощнейшей энергией любви. Ей присваивали эпитеты:

  • «Владычица гор»;
  • «Защитница морей»;
  • «Покровительница матерей».

Афродита сочетала людей браком и делала роды успешными. Ее власть охватывала, как смертных людей, так и небесных жителей. В подчинение культа не входили только Афина и Гестия с Артемидой.

Кто не подчинялся культу, находился под угрозой гнева. На острове Лемнос женщины отказалась поклоняться этому идолу, за что были наделены козлиным запахом. Мужья убежали от них, взяв в жены других супруг.


Воплощения греческой Афродиты

Подобным значением наделялись в древности культы:

  • Астарты - в древней Финикии;
  • Иштар - в вавилоно-ассирийской традиции;
  • - в Египте.

Культ Афродиты изображался в окружении диких зверей - медведя, волка, могущественного льва. Все они были усмирены любовной лаской. Постепенно происходит эволюция характеристик религиозного символа. Из плодородной властительницы она становится игривой и застенчевой, в таком виде она занимает место на Олимпе.

Родилась, согласно легенде, Афродита возле берегов Кипра. Это событие отражается в гимне Элладе Гомера. Отсюда происходит ее второе имя - Кипра, что означает «рожденная на Кипре».

Символом ее власти стал пояс. В нем заключены магические любовные заклинания, всеобъемлющая любовь, желание. Перед этим колдовским культом не могли устоять даже обитатели Олимпа.

Первом местом жительства Афродиты, добравшейся до берега на морской раковине совершенно обнаруженной, стал остров Кифера. Но со временем его земли показались ей слишком тесными, и она перебралась на Пелопонесс. Последним местом ее проживания стал Пафос на острове в Средиземном море. Именно там она создала свое первое святилище в окружении благоухающих садов. Дочери покровительницы правосудия - Фемиды, позаботились о ее одежде и украшениях. Сегодня на Пафосе в стенах древнего римского храма можно обнаружить изображение Афродиты в окружении жриц, купающихся в море для молодости, красоты и обновления.

В Кносском дворце, сохранившемся до наших дней, можно рельефный пол, выложенный в виде ракушек. Многочисленные древние захоронения содержали раковины каракатиц, присущих окружению Афродиты. Некоторые из них изготавливались из терракота.


Семья и любовные похождения Афродиты

Отец Афродиты нашел ей хорошего мужа - кузнеца Гефеста, жителя . Она родила от брака трех детей Гармонию, Деймоса и Фобоса. На самом же деле отцом ее детей был Арес - непримеримый культ войны. Гелиос застал их во франкийском дворце Ареса, но не спешил открыть тайну Гефесту.

Считалось, что Афродита изобрела публичные дома. В ее храмах проживали несколько сотен красивых женщин, услаждающих мужчин.

Гефест подозревал о похождениях супруги и выковал тонкую незаметную бронзовую сеть, присоединенную к подножью кровати. Она свисала тонкой паутинкой с потолка. Во время очередной отлучки в Коринф, по заверению Афродиты «по делам», измена была обнаружена, а Гефест сказал супруге, что отправляется на остров Лемнос на отдых.

Женщина отправила мгновенно за Аресом, и они возлежали на ложе. Нашел их голыми и беспомощными, окутанными тонкой бронзовой сетью Гефест. В таком виде он представил их жителям Гефеста. Он попросил обратно все подарки от Зевса, переданные на свадьбу, и только после этого обещал освободить от брачных уз Афродиту.

Гефест хромал и был некрасив. Выдала ему замуж Гера - жена Зевса. В ее цели входил план мщения. В ряде источников упомянуто о браке Ареса и Афродиты.

В источниках античности также содержатся сведения о любовных похождениях дочери Зевса с Дионисом и Гермесом. Об отношениях с Зевсом в есть определенные сведения, например, под сомнение ставится происхождение Эрота. Его отцом названы Арес, Гермес или Зевс по разным версиям.

В искусстве древней Греции статуи Афродиты изображались в виде женщины, наступившей на черепаху. Философ Плутарх утверждал, что в античности этот жест означал покорность, молчаливость и домоседство.
Афродита отличалась плодородием. Рожденные ею дети были как потомками смертных мужчин, так и жителей Олимпии. Среди них был Гимений, Амазонок и Харит. Эней, герой Троянской войны, считался предком Юлия Цезаря.

Эрот, он же в римской традиции Амур и Купидон, родившийся от союза Афродиты и Ареса, покровительствовал войне. В его вооружении находился лук с золотыми и свинцовыми стрелами. Запуская золотую он даровал любовь, свинцовыми - убивал чувства. Кроме радости и счастья, он приносил муки влюбленным.

Спутником Афродиты стал Гименей, создающий узы брака. Он произошел от Афродиты и Диониса, создающего вино.

Он зажигал пламя факела брачного союза, давал благословение молодым людям.


Роль Афродиты в Троянской войне

Стать супругом дочери Зевса мечтал каждый мужчина, приблизившийся к Афродите. Существуют мифологические источники, указывающие на развязывание войны греческой прародительницей.

Она затеяла спор с Герой и Афиной, кто из них прекраснее. Судьей их был избран Парис , которому была обещана в награду прекраснейшая из женщин и ее любовь - Елена. В тот момент женщина уже была выдана замуж за царя Спарты, что привело к военному походу греков на Трою и разрушение города.

Древняя Эллада… Страна мифов и легенд, земля бесстрашных героев и отважных мореплавателей. Родина грозных богов, восседающих на высоком Олимпе. Зевс, Арес, Аполлон, Посейдон - эти имена знакомы всем ещё со школьных уроков истории.

Сегодня же мы поговорим об их женах и дочерях - всемогущих древних богинях Греции, которые ловко манипулировали своими мужьями, являясь настоящими хозяйками Олимпа и повелительницами смертных. Эти великие существа правили миром, не обращая внимания на жалких людей внизу, ведь они были постановщиками и зрителями в величайшем театре на свете – Земле.

И когда пришло время уходить, гордые богини Эллады оставили на греческой земле следы своего пребывания, пусть и не настолько заметные, как у мужской половины Пантеона.

Давайте вспомним мифы о прекрасных, порой невероятно жестоких дочерях Олимпа и совершим небольшое путешествие по местам, которые с ними связаны.

Богиня Гера - покровительница домашнего очага и семейной жизни

Гера - богиня древней Греции, высшая среди равных и номинальная мать практически всех прочих богинь Олимпа из четвертого поколения (первое поколение – творцы мира, второе – титаны, третье – первые боги).

Почему? Потому что ее муж Зевс очень далек от идеала верного мужчины.

Впрочем, Гера и сама хороша – для того, чтобы выйти замуж за тогда ещё даже не верховного бога, а всего лишь убийцу Кроноса (сильнейшего из титанов), Гера влюбила в себя Зевса, а затем отказывалась стать его любовницей до тех пор, пока тот не поклялся сделать ее своей женой.

Причем в клятве фигурировали воды Стикса (реки, разделяющей мир живых и мертвых, и имеющей огромную власть как над богами, так и над людьми).

В любовном безумии клятва была произнесена и Гера стала главной богиней на Олимпе. Но Зевс довольно скоро пресытился семейной жизнью и с удовольствием заводил связи на стороне, что озлобило Геру и вынудило её искать способы мстить тем, кого предпочел неверный муж, а заодно и его побочным детям.

Гера – богиня-хранительница домашнего очага и семьи, помогает брошенным женам, карает неверных мужей (что нередко сталкивает её нос к носу с ветреной невесткой - Афродитой).


Любимый сын Геры – Арес, бог войны, презираемый своим отцом за любовь к сражениям и постоянным убийствам.

А вот ненависть первой леди Олимпа делят два существа – дочь Зевса Афина и сын Зевса Геракл, оба рожденные не его законной женой, но тем не менее вознесенные на Олимп.


Кроме того, Геру ненавидит её собственный сын Гефест, бог ремесел и муж Афродиты – богини красоты, который был сброшен Герой с Олимпа еще младенцем за свое физическое уродство.

Самым масштабным следом этой жестокой дамы можно считать храм Геры в древней Олимпии.

Культовое сооружение построено в конце VII века до н. э. Массивный храм давно превратился в руины, но благодаря усилиям нескольких поколений археологов, фундамент храма и его сохранившиеся части были восстановлены и теперь открыты для туристов.

Помимо того, в музее Олимпии, вы можете увидеть фрагменты статуй, посвященных Гере и понять, как именно изображали богиню её почитатели.

Стоимость билета в Олимпию составляет 9 евро, что включает в себя проход на зону раскопок и в музей. Можно взять билет только в зону раскопок, он будет стоить 6 евро.

Афродита – богиня любви в Древней Греции

Прекрасная Афродита, чья красота могла сравниться только с её же легкомысленностью, не является дочерью Зевса или Геры, а происходит из намного старшего рода.

Она - последнее творение Урана, первого из титанов, оскопленного Кроносом во время первой войны за Олимп.

Кровь лишенного определенной части тела титана смешалась с морской пеной и из неё возникла коварная и жестокая красавица, которая скрывалась на Кипре от взора Кроноса до тех пор, пока тот не был свергнут Зевсом.

Благодаря хитрому плану Геры, Афродита вышла замуж за могучего, но некрасивого Гефеста. И пока тот трудился в своей мастерской, богиня либо нежилась на Олимпе, общаясь с богами, либо же путешествовала по миру, влюбляя в себя богов и людей, и влюбляясь сама.

Самыми известными любовниками ветреной красотки были Адонис - прекрасный телом и духом охотник, в которого богиня влюбилась настолько, что после его трагической гибели от клыков кабана, она бросилась вниз с Лидийской скалы.

И Арес – бог войны и разрушения, тайно подославший кабана к Адонису.

Именно Арес и переполнил чашу терпения гордого Гефеста, который устроил любовникам ловушку – выковал прочную сеть, настолько тонкую, что любовники просто не заметили её, когда сеть была наброшена на кровать.В разгар «встречи» ловушка Гефеста опутала возлюбленных и подняла их над кроватью.

Когда бог ремесел вернулся на Олимп, он долго хохотал над незадачливыми любовниками, а опозоренная Афродита сбежала на время в свой храм на Кипре, где и родила сыновей Ареса - Фобоса и Деймоса.

Сам бог войны оценил изящность и мягкость ловушки Гефеста и с достоинством принял поражение, оставив прекрасную Афродиту, которая вскоре была прощена своим мужем.

Афродита – богиня любви и любовного безумия. Она, несмотря на свой юный облик, является самой старшей богиней на Олимпе, к которой часто обращается за помощью Гера (особенно в тех случаях, когда в Зевсе опять начинает затухать очаг любви к супруге). Также Афродита считается богиней плодородия, а еще – одной из морских богинь.

Любимый сын Афродиты – Эрос, он же Купидон, бог плотской любви, всегда сопровождающий свою мать. Постоянных врагов на Олимпе у неё нет, но её легкомысленность часто приводит к ссорам с Герой и Афиной.


Величайшим наследием Афродиты является Пафос -город на греческом Кипре, расположенный в том месте, где она когда-то вышла из морской пены.

Это место по достоинству ценили не только женщины, но и мужчины - в некоторых частях древней Греции существовало поверье, что девушка, посетившая храм Афродиты и вступившая в связь с незнакомцем в окрестностях храма, получала на всю жизнь благословение богини любви.

Кроме того, в храме располагалась купальня Афродиты, в которую иногда спускалась богиня для того, чтобы восстановить свою красоту и юность. Греческие женщины считали, что если войти в купальню, есть все шансы сохранить молодость.

В наши дни от храма остались только руины, открытые для обозрения туристов. Неподалеку от храма Афродиты на Пафосе всегда можно найти как молодоженов, так и одиноких людей, ведь по легенде, те, кто найдут на побережье камешек в форме сердца, обретут вечную любовь.

Богиня-воительница Афина

Богиня Афина - обладательница самого ненормального мифа о рождении.

Эта богиня - дочь Зевса и его первой жены Метиды, богини мудрости, которая, по предсказанию Урана, должна была родить сына, а тот в свою очередь вскоре свергнет отца-громовержца.

Узнав о беременности супруги, Зевс проглотил её целиком, однако вскоре почувствовал дикие боли в голове.

К счастью, на Олимпе в то время находился бог Гефест, который, по просьбе царственного отца, ударил его по больной части тела своим молотом, расколов тому череп.

Из головы Зевса вышла женщина в полном боевом облачении, которая соединила мудрость своей матери и таланты отца, став первой богиней войны в древней Греции.

Позже родился еще один любитель помахать мечом - Арес, и попытался было заявить свои права, но богиня в многочисленных сражениях заставила своего брата уважать себя, доказав ему, что боевого безумия недостаточно для победы.

Богине посвящен город Афины, который она отсудила у Посейдона в легендарном споре за Аттику.
Именно Афина подарила афинянам бесценный дар - оливковое дерево.

Афина - первый полководец Олимпа. Во время войны с гигантами, богиня сражалась наравне с Гераклом до тех пор, пока она не поняла, что богам не победить.
Тогда Афина отступила на Олимп и пока сыны Зевса сдерживали орды гигантов, принесла на поле боя голову Медузы, взгляд которой превратил уцелевших воинов в камни, а точнее - в горы.


Афина – богиня мудрости, «умной» войны и покровительница ремёсел. Второе имя Афины - Паллада, получено в честь её молочной сестры, которая погибла по недосмотру тогда еще девочки Афины — богиня, сама не желая того, случайно убила свою подругу.

Повзрослев, Афина стала самой прозорливой из богинь Олимпа.

Она является вечной девственницей и редко вступает в конфликты (не считая тех, в которые вовлечен её отец).

Афина - самая верная из всех олимпийцев и даже во время исхода богов пожелала остаться в Греции в надежде на то, что однажды она сможет вернуться в свой город.

У Афины нет ни врагов, ни друзей на Олимпе. Её военное мастерство уважает Арес, её мудрость ценит Гера, а её верность - Зевс, но Афина держит дистанцию даже со своим отцом, предпочитая одиночество.

Афина неоднократно показывала себя как блюстительница Олимпа, карая смертных, которые заявляли себя равными богам.

Её любимое оружие – лук и стрелы, но зачастую она просто подсылает к своим врагам греческих героев, отплачивая им своим благоволением.

Величайшее наследие Афины - её город, который она неоднократно защищала, в том числе и лично вступая на поле боя.

Благодарные афиняне выстроили богине самое невероятное святилище в Греции - знаменитый .

В храме была установлена её 11-метровая статуя, выполненная из бронзы с большим количеством золота знаменитым скульптором Фидием:

До наших дней статуя не сохранилась, как и значительная часть самого храма, но в конце двадцатого века правительство Греции отреставрировало легендарные руины и начало поиски вывезенных реликвий, которые постепенно возвращаются на свои места.

Миниатюрные копии Парфенона были во многих афинских колониях, в частности в тех, что стояли на побережье Черного моря.

Давным-давно всемогущие боги и богини древней Греции канули в Лету. Но стоят посвященные им храмы, а их великие деяния хорошо помнят потомки тех, кто им поклонялся.

И пускай Греция уже давно не чтит могучих олимпийцев, став родиной для православной церкви, пускай ученые пытаются доказать, что богов этих никогда не было… Греция помнит! Помнит любвеобильность Зевса и коварство Геры, ярость Ареса и спокойную мощь Афины, умение Гефеста и неповторимую красоту Афродиты…
И если вы приедете сюда, она обязательно расскажет свои истории тем, кто захочет слушать.

Афродита (миф древней Греции)

До сих пор никто точно не знает, откуда появилась на свет прекрасная Афродита. Одни считают ее дочерью Зевса и Дионы, а другие уверяют, что красавица Афродита родилась из морской пены. Как будто, когда капли крови раненого Урана упали на землю, одна из них попала в море и образовала пену, из которой и возникла прекрасная богиня. Так и в имени ее слышится: Аф-ро-ди-та – пенорожденная. Но как бы то ни было, очень хорошо, что есть на свете Афродита – прекрасная, золотоволосая богиня любви и красоты. Афродита дарит счастье всем, кто ей верно служит.
Так дала она счастье художнику Пигмалиону, который жил когда-то на чудесном острове Кипр. Это был очень хороший художник, но была в нем одна странность. Он просто терпеть не мог женщин, целыми днями занимался любимой работой и жил уединенно среди своих великолепных скульптур.
Однажды он сделал из блестящей слоновой кости статую девушки необыкновенной красоты. Как живая, стояла она перед своим создателем. Казалось, что она дышит – так нежна и прозрачна была ее белая кожа. Казалось, что вот-вот затеплится жизнь в ее прекрасных глазах и она заговорит, засмеется. Часами стоял художник перед своим чудесным творением, и дело кончилось тем, что он горячо полюбил созданную им самим статую, как будто она была живым существом. Весь жар своего сердца отдал он своей любимой. Даже о работе забыл влюбленный Пигмалион. Он дарил безжизненной статуе великолепные украшения из золота и серебра, одевал ее в роскошные одежды. Приносил своей возлюбленной цветы и украшал ее голову венками. Часто Пигмалион прикасался губами к ее прохладному белоснежному плечу и шептал:
– О, если бы ты была живая, моя прекрасная, как я был бы счастлив!
Но статуя оставалась холодной и безучастной к его признаниям. Пигмалион страдал, но ничего не мог с собой поделать. Он перестал выходить из дома и проводил все время в своей мастерской. И наконец он решил обратиться к богам. Только они в силах помочь ему.
Скоро наступили празднества в честь богини Афродиты. Пигмалион заколол упитанного теленка с позолоченными рогами и, когда душистый ароматный дым заструился в воздухе, поднял к небу руки:
– О, всесильные боги и ты, златоречивая Афродита! Если вы услышите мои молитвы, дайте мне в жены девушку, столь же прекрасную, как моя любимая статуя!
Не успел он произнести слова молитвы, как ярко вспыхнул огонь на его жертвеннике. Это значит, что боги услышали его просьбу. Но выполнят ли они ее?
Вернулся художник домой и, как всегда, отправился в мастерскую. Но что же он видит! Пигмалион боялся поверить своим глазам. Случилось чудо! Его статуя ожила. Она дышала, ее глаза нежно смотрели на художника, а губы ласково улыбались ему.
Вот так всесильная богиня наградила художника Пигмалиона за его верность.