Избави меня, боже, от таких друзей. Избави мя, боже, от друзей, а с врагами я и сам справлюсь Избавь меня от друзей а с врагами

Не нашли Бог ворога, а "добрые люди" найдутся (иронич. )

Ср. Врагов имеет в мире всяк:

Но от друзей спаси нас, Боже!

А.С. Пушкин. Евг. Онег. 4, 18.

Ср. Der Freunde Eifer ist"s, der mich

Zu Grunde richtet, nicht der Hass der Feinde.

Усердие друзей губит меня,

А не ненависть врагов.

Schiller. Wallensteins Tod. 3, 16.

Ср. But of all plagues, good Heaven, thy wrath can send,

Save, save, oh! save me from the candid friend!

Canning. The new Morality.

Ср. Dieu me garde de mes amis!

Je me garderai de mes ennemis!

Ср. Da chi mi fido

Guardi mi Dio,

Da chi non mi fido

Mi guarderò io.

От того, кому верю -

Огради меня, Боже!

От того, кому не верю -

Я и сам огражусь тоже.

Giusti. Proverbi Toscani.

Эта итальянская поговорка начертана в виде надписи на одной старинной стене по дороге из Ниццы в Виллафранку, а также в Венеции - на стене подземной тюрьмы под палатой Дожей (Pozzi).

Ср. Я могу защитить себя от врагов, а не могу защитить себя от друзей .

Гонейн бен Исаак († 873). Изречения философов XII в.

Ср. Cave a falsis amicis, salvabo te ab inimicis.

Берегись неверных друзей, от неприятелей я тебя защищу.

Надпись на сабле Собеского (в Венгерском национальном музее).

Ср. Heu facinus: non est hostis metuendus amanti ;

Quos credis fidos effuge: tutus eris.

О измена: любящему не врага надо бояться; беги от тех, которых верными считаешь: безопасно будет.

Ovid. Ars am. 1, 751-52;Ср. Quintilian. Declam. 9, 1;Ср. Thukydides. 7, 75.

Слово "cave a falsis amicis" приписывается царю Антигону, который, приказав жрецу принести жертву Богу, чтобы Бог защитил его от друзей, на вопрос жреца: почему не от врагов, ответил: от врагов я и сам защищусь, а от друзей нет.

Ср. Ioh. Manlius. Loci communes. 2, 90 (Bas. 1563).

По другим - это сказал Александр Великий.

Ср. Balth. Schupp. Freund in der Not. 1657.

Ср. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими .

И. Сир. 6, 13.

См. врагов имеет в мире всяк .

См. я тебе докажу дружбу .

  • - Приписывается французскому писателю, философу и просветителю Вольтеру...
  • - Из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Пушкинская поэтическая версия известной фразы Вольтера: Боже, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ТЛЕН -...
  • - См. ТЛЕН -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТЛЕН -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - изба́ви бо́же межд. разг....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - б"оже изб"...
  • - изб"ави б"...

    Русский орфографический словарь

  • - Ср. Враги его, друзья его Его честили так и сяк. Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, Боже! Уж эти мне друзья, друзья!.. А.С. Пушкин. Евг. Онег. 4, 18. Ср. Dans le monde vous avez trois sortes d"...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Враговъ имѣетъ въ мірѣ всякъ, Но отъ друзей спаси насъ, Боже. Ср. Враги его, друзья его Его честили такъ и сякъ. Враговъ имѣетъ въ мірѣ всякъ, Но отъ друзей спаси насъ, Боже! Ужъ эти мнѣ друзья, друзья!....
  • - Избави мя, Боже, отъ друзей, а съ врагами я и самъ справлюсь. Не нашли Богъ ворога, а «добрые люди» найдутся. Ср. Враговъ имѣетъ въ мірѣ всякъ: Но отъ друзей спаси насъ, Боже! А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. 4, 18...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Экспрес. 1. Решительно предостерегаю от того, что собираешься делать, предпринимать; нежелательно, недопустимо что-либо. Карету обыщи ты вдоль и поперёк - Потерян там браслет… Избави бог Тебе вернуться без него! . 2...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - нареч, кол-во синонимов: 22 избави бог избави господи не дай бог не дай боже не дай господи не надо не приведи бог не приведи боже не приведи господи не хотелось бы ...

    Словарь синонимов

"избави мя, Боже, от друзей, а с врагами я и сам справлюсь" в книгах

Глава 24 Боже, храни меня от друзей

Из книги Как я украл миллион. Исповедь раскаявшегося кардера автора Павлович Сергей Александрович

Глава 24 Боже, храни меня от друзей Будь настороже с друзьями - они скорее предадут, так как легко поддаются зависти. Р. Грин, американский писатель Весной 2004 года рынок оптовой торговли дампами покинул Auger, очень мало треков оставалось и в базах Габрика. Периодически

«...избави нас от лукавого»

Из книги Закорючки 1-ый том автора Мамонов Пётр Николаевич

«...избави нас от лукавого» «Лукавый», то есть «врун» - имя Диавола. Все мечтания и помышления - обман. Правда только сегодняшний день и трезвая жизнь как она есть. Там и ищи, и надейся твердо на Бога, и будешь по-настоящему счастлив среди скорбен и

Премия Дарвина: “Я мужик! Я сам справлюсь!”

Из книги Премия Дарвина. Эволюция в действии автора Норткат Венди

Премия Дарвина: “Я мужик! Я сам справлюсь!” Не подтверждено Дарвиновской комиссиейНоябрь 1997 года, Пенсильвания38-летнего Кена укусила кобра, принадлежавшая его другу. Случилось это, когда гость игриво запустил руку в террариум и вытащил змею. После укуса Кен отказался

«Созависимый клиент»: сам я не справлюсь!

Из книги Предсказания как бизнес. Вся правда о настоящих предсказателях и лже-гадалках автора Барретта Лиза

«Созависимый клиент»: сам я не справлюсь! «Созависимому клиенту» нужен совет предсказателя во всем, что бы он ни делал. Он может звонить несколько раз в день. Номер службы у него всегда стоит на повторе. Такой клиент буквально сводит предсказателя с ума. Вообще,

«Справлюсь и с ними»

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

«Справлюсь и с ними» Еще при жизни Калигулы тайком поговаривали, что он выжил из ума и стал идиотом, страдает неуемной манией величия. Неизвестно, как насчет идиотизма, – ведь во все времена о политических противниках и не такие слухи распускали. А вот болезненную манию

„НА ВЕЧЕРИНКЕ НАШИХ ДРУЗЕЙ“ (ТОСТЫ ЗА ДРУЗЕЙ)

Из книги Большая энциклопедия тостов автора Запивалин Олег

„НА ВЕЧЕРИНКЕ НАШИХ ДРУЗЕЙ“ (ТОСТЫ ЗА ДРУЗЕЙ) В этой главе вам будут предложены тосты за друзей. Друзья – это одна из самых больших ценностей.Издавна русский народ, славившийся своей мудростью, посвящал дружбе песни, пословицы, поговорки, а также тосты.Нужно сказать, что

Боже, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь

автора Серов Вадим Васильевич

Боже, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь Приписывается французскому писателю, философу и просветителю Вольтеру. Но в его сочинениях этого выражения нет, как нет и каких-либо упоминаний в мемуарной литературе о том, что он когда-либо произносил подобную

Врагов имеет в мире всяк, / Но от друзей спаси нас, Боже

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Врагов имеет в мире всяк, / Но от друзей спаси нас, Боже Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 4, строфа 18).Пушкинская поэтическая версия известной фразы Вольтера: Боже, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам

Из книги В ваших руках целительная сила автора

Гайморит, я с тобой справлюсь! Заболевание это быстро сдаваться не склонно, но волшебницы ваши, вне всякого сомнения, сильнее его. Так что – работаем!Прежде всего готовые к работе руки накладываем на лицо. И опять-таки ладонями на гайморовы пазухи. Непременно ладонями. Вы

Гайморит, я с тобой справлюсь!

Из книги Чтобы жизнь была в радость. Оздоровительные советы для тех, кому за 50 автора Алексеева Лариса Владимировна

Гайморит, я с тобой справлюсь! Заболевание это быстро сдаваться не склонно, но волшебницы ваши, вне всякого сомнения, сильнее его. Так что работаем!Прежде всего готовые к работе руки накладываем ладонями на гайморовы пазухи. Держим так руки 5–8 минут. Затем, перегнав

Я СПРАВЛЮСЬ!

Из книги Аутогенная тренировка автора Линдеман Ханнес

Я СПРАВЛЮСЬ! Поскольку я уже овладел аутотренингом, то лишь за шесть месяцев до начала путешествия начал внедрять в глубинные пласты своей психики первую „формулу цели", как называет Шульц формулы самовнушения: «Я справлюсь!» Когда вечером засыпал во время тренинга,

Моя сценарная песня «Я не справлюсь»

автора Черная Галина

Моя сценарная песня «Я не справлюсь» 21.03.2001 23 часа ночи. Валя сидит у меня на руках, а я пишу дневник. Сегодняшнее состояние не просто плохое, а ужасное. Дикое напряжение, страх, что я не справляюсь с работой, с работой даже не главного бухгалтера, паника от этого, скованность

Новая профессия. Нудная сценарная песня «Я не справлюсь»

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Новая профессия. Нудная сценарная песня «Я не справлюсь» 20.08.2001. Понедельник Коля предложил мне работать исполнительным директором. Но я предпочитаю формулировку не «исполнительный директор», а «помощник директора». Сегодня с утра (мне надо идти к Коле на работу) у меня

46. а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

46. а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15:34). Спаситель висел на кресте около шести часов. Смерть Его приближалась. Физические и нравственные страдания Его сделались

9. И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Гоcподи (Боже), сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! 10. Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а тепе

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

9. И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Гоcподи (Боже), сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! 10. Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел

«Комсомолка» полистала учебники истории бывших республик Советс
кого Союза, чтобы узнать, что они пишут о времени, которое провели вместе с нами, в составе одной страны

26 лет назад, в декабре 1991-го, в Беловежской Пуще неожиданно для всего мира было объявлено, что огромная страна — СССР — прекращает свое существование. Хотя эту территорию веками собирали в единое государство из множества земель и народов. Накануне этой даты «Комсомолка» полистала учебники истории бывших республик Советского Союза, ставших независимыми. Что они пишут о времени, которое провели вместе с нами, в составе одной страны? Что вбивают в головы своим детям о нашем общем прошлом?

Из казаков делали «настоящих русских»

Нынешние украинские историки настаивают на «колониальном» статусе Украины в составе Российской империи. И, конечно, уже тогда «казацкая держава» в отличие от России была «европейской нацией».

«Уничтожение казацкой государственности и русификация вывели Украину из средоточия европейских наций, - пишут в школьных учебниках.

Российское правительство пыталось превратить украинцев в этническую массу без своих лидеров и исторической памяти… Петербург стремился сделать украинцев «настоящими русскими»… Чтобы в сознании наших предков Отчизна не воспринималась как что-то целостное и отдельное от России, бывшие украинские регионы получили названия: «Западная Россия», «Юго-Западная Россия», «Южная Россия», или «Новороссия». «Украина рассматривалась прежде всего как стратегический трамплин для продвижения России на Балканы и в Средиземноморье».

А о гибели СССР, оказывается, на Украине мечтали и партийные вожди.

«Все широкие массы украинского населения убедились в бесперспективности сохранения СССР». И не только «украинское диссидентство», но и «национально сознательную партноменклатуру и политически, и экономически тяготила советская имперская система».

«После подавления в республике заговора, организованного ГКЧП, медленные и противоречивые шаги республики на пути к суверенитету приобрели стремительный характер, появилась новая, самостийная украинская держава - Украина».

(А. К. Струкевич, И. М. Романюк, Т. П. Пирус — История Украины (XVI — XVIII вв.). Турченко Ф. Г., Панченко П. П., Тимченко С. М. — Новітня історія України.

Частина друга (1939 — 2001)

Взяли нас без боя

ГРУЗИЯ

Взяли нас без боя

Вхождение в состав Российской империи грузинские учебники представляют как вероломство:

«Россия беспрепятственно добилась того, чего Турция и Иран не смогли добиться в ожесточенных боях. Она без всяких осложнений упразднила Картли-Кахетское царство». «Главным для этого периода является национальное движение грузинского народа против российского колониального господства».

СССР тоже, по мнению грузинских историков, «установил российский оккупационный режим»: «Советская власть всеми мерами пыталась принизить грузинское национальное самосознание и самобытность…»

Крушение СССР, как считают грузинские историки, началось со стран Восточной Европы. В Грузии вообще, как и на Украине, без Европы — никуда.

«С середины 80-х годов ХХ века все более очевидным становится кризис в странах соцлагеря… Реформы не дали результатов… Крушение социалистической системы в восточноевропейских странах способствовало ликвидации власти коммунистов в Советском Союзе и распаду советской державы».

(Учебник М. Вачнадзе, В. Гурули и М. Бахтадзе — История Грузии.)

ЭСТОНИЯ

Взаимные набеги

Первые контакты с русскими описаны в эстонских учебниках как «взаимные грабительские набеги». Ну хотя бы так — ни вашим ни нашим. Но вхождение в состав Российской империи подается уже исключительно в негативе: «Для эстонцев это означало восстановление крепостничества… Но эстонцы, жившие компактно, русификации не поддавались».

А распад СССР преподносится как заранее предрешенный:

«У руководителей СССР не было ни новых идей, ни успехов, не было бескорыстных сторонников. Вопрос стоял так: когда именно умрет система и не станет ли её смерть причиной большой войны».

(А. Мяэсалу, Т. Лукас, М. Лаур, Т. Таннберг — История Эстонии, часть II (с середины XIX века до 1997 года). Андрей Федоров — История XX века, часть 2.)

ЛАТВИЯ

Немцы пришли — грабили, поляки пришли — грабили

Вхождение в состав Российской империи оценивается латвийскими историками как «завоевание по имперским соображениям и исходя из агрессивных устремлений — для выхода к Балтийскому морю».

Правда, они не могут четко сказать, кто их больше «угнетал» - Россия, Германия, Швеция или Польша. Ведь эти земли переходили из рук в руки.

«Опустошительное вторжение в Ливонию русского царя Ивана Грозного принесло неслыханные бедствия латышскому народу. А поражение русского царя привело к усилению гнета латышских крестьян — как со стороны немецких помещиков, так и со стороны новых господ — из Речи Посполитой и Швеции», — пишется в латвийских учебниках.

Про 1917-й говорится так:

«Во время первой народной революции в России революционеры Латвии были одними из самых активных борцов против царской власти. Борясь против царя и немецких помещиков, латышский народ боролся также за свое национальное освобождение, против онемечивания и русификации».

А вот что читаем про войну СССР с фашистской Германией:

«Безжалостное обращение с населением коммунистов стало причиной того, что сначала немцев встречали как освободителей. Но уже в начале оккупации латыши утратили надежду на восстановление независимости государства».

«По итогам войны Латвия снова попала под советское оккупационное ярмо…»

Но самое удивительное - в Латвии жалуются на то, что СССР… поднял в республике промышленность.

«Вопреки возможностям и интересам республики необоснованно росла промышленность, ввозились рабочие и сырье со всего Советского Союза. Последствиями этой политики были загрязнение природы, нехватка жилья и продуктов питания…»

В общем, латышских школьников убеждают - советский строй был «оккупационным»:

«Распад СССР ознаменовался пробуждением латышского народа, падением тоталитарного оккупационного коммунистического режима. Народ, у которого на его родине была ограничена свобода, начал борьбу за свое существование».

(Курлович Г., Томашун А. — История Латвии для основной школы. Учебное пособие — И. Баумерт, Г. Курлович, А. Томашун. Учебник для средней школы — Kurlovics G., Tomasuns A.)

АЗЕРБАЙДЖАН

«Гнет был невыносимым»

Статус своих территорий в составе Российской империи учебники истории Азербайджана оценивают как «колониальный», а русских чиновников - как грабителей:

«Россия стремилась превратить Южный Кавказ, в том числе и Азербайджан, в источник прибыли, добиться господства на Каспийском море, превратив его во внутреннее море России. Природные богатства Азербайджана хорошо были известны русской науке. Не случайно, что правительство Екатерины II связывало присвоение указанных богатств с оккупацией этой страны».

«В Азербайджане, в сравнении с соседними народами, национальный, религиозный и социальный гнет был ещё более невыносимым. Все царские чиновники на Кавказе с жадностью присваивали народное добро, оскорбляли национальные чувства людей…»

СССР же, по мнению азербайджанских историков, рухнул из-за межнациональных конфликтов:

«…Советская империя в состоянии общего кризиса социализма восстановила против себя все демократические силы мира, разожгла межнациональные конфликты (поощряла армянскую агрессию), мусульманско-христианское противостояние и рухнула в результате борьбы народов за независимость».

(Учебник для общеобразовательной школы под руководством Т. Велиева.)

АРМЕНИЯ

Колония и расцвет

Армянские ученые проявляют в учебниках истории более взвешенный подход, отмечая и прогрессивные стороны завоевания Россией Закавказья. С одной стороны, это «период колониализма», а с другой — «время расцвета национальной культуры».

Но в целом «на Армению смотрели как на колонию, делали из нее сырьевой источник и рынок сбыта товаров», пишется о царских временах.

К СССР в армянских учебниках претензий ещё больше:

«…Союз равноправных государств в составе СССР превратился в однородное централизованное государство, в котором не рассматривался национальный вопрос… Таким образом, для армянского народа и Армянской ССР нечестно и неверно решились территориальные вопросы, имевшие жизненно важное значение (Нагорный Карабах, Нахичевань)…»

(Учебник истории под редакцией академика НАН В. Бархударяна.)

КИРГИЗИЯ

Сырьевая база с мизерными правами

Оказывается, Российская империя ждала, когда Киргизия сама «разрушится», чтобы сделать из нее колонию. Так учат школьников Кыргызстана.

«Не успев окрепнуть и утвердиться, кыргызское ханство разрушилось изнутри. Для царской России сложились благоприятные условия, чтобы присоединить кыргызские племена, — пишут в учебниках киргизские историки. — Колониальные власти всячески препятствовали созданию условий для развития кыргызского народа… Кыргызы не раз поднимали восстания против завоевательной политики русского царизма».

Не меньше, чем «русскому царизму», досталось в киргизских учебниках и ГКЧП, который хотел остановить распад СССР.

«В случае реализации своих планов путчисты немедленно ликвидировали бы все Декларации о суверенитете республик, в том числе и Кыргызстана, превратив его обратно в сырьевую базу с мизерными правами. Сама идея заговора и его последователей была направлена против демократических реформ, проводимых в республике».

(Краткая история Кыргызстана — А. С. Мырзакматова, О. Дж. Осмонов, К. С. Молдокасымов. Учебник для средней школы. М. К. Иманкулов.)

КАЗАХСТАН

Не было никакого «советского народа»

Учебники казахстанских историков обосновывают главный тезис: почему их страна — не Россия с её «колониальной политикой».

«В XVIII — XIX веках казахский народ вел непрерывную борьбу за независимость против Джунгарского ханства, Цинской империи, а затем оказался лицом к лицу с Российской империей… Присоединение Казахстана к России происходило в течение 135 лет. В нем имели место и добровольное вхождение, и завоевание казахских земель… Многонациональный состав населения Казахстана сформировался в результате колониальной политики. Переселение представителей других национальностей в Казахстан началось в период царской власти и продолжалось в советское время».

А потом произошло «освобождение народа от экономического, политического гнета другого государства…»

И советский народ, по мнению казахских историков, вообще был мифом:

«В СССР считалось, что появилась новая общность людей — советский народ. О том, что этот тезис не имеет ничего общего с действительностью, говорит тот факт, что на его территории постоянно вспыхивали межнациональные конфликты… К декабрю 1991 года Казахстан уже стоял на пути перехода от советской системы к политическому устройству, основанному на приоритете демократических, человеческих ценностей».

(Байпаков К., Дикань М. — Рассказы по истории Казахстана. Койгельдиев М. К. и др. — История Казахстана.)

УЗБЕКИСТАН

Во всем виновны большевики и хлопок

В узбекских учебниках вхождение в Российскую империю описывается как многоходовая комбинация.

«Одной из причин захвата царской Россией Средней Азии стало прекращение ввоза в Европу американского хлопка… Возник кризис в текстильной промышленности. Надо было искать новые источники сырья. Все это ускорило наступление Российской империи на Среднюю Азию. Так Средняя Азия превратилась в фактор огромной политической и стратегической важности в международных отношениях…» Фактор огромной важности — звучит красиво. А что в итоге? «Широкая программа колонизации орошаемых районов с созданием 300 тысяч русских хозяйств».

Но советская власть оказалась ещё хуже.

«Идеи большевиков были непонятны и не соответствовали истинным стремлениям коренного населения республики. Население не желало немедленно перейти к общенациональной форме собственности. Большевики попирали национальные нравственные ценности и традиции… И, если называть вещи своими именами, Узбекистан представлял собой полуколониальную страну…»

О распаде СССР узбекские историки говорят восторженно: «Осуществилась вековая мечта. Страна, наш народ освободились от политической зависимости, наши границы, закрытые более ста лет, открылись для всего мира. Мировое сообщество с открытой душой приняло Узбекистан».

(Р. Фармонов, А. Садыков — Всемирная история. Новая история. XVII — XIX вв. Г. Хидоятов, В. В. Костецкий — История Узбекистана (вторая половина XIX — начало XX вв.) К. Усманов, М. Садиков — История Узбекистана (1917 — 1991).)

Изречение это уже с конца XVIII в. приписывается Вольтеру (Almanach litteraire, № 3, reproduit dans le Journal de Lyon, 1785, p. 86). Между тем в сочинениях Вольтера его нет. В мемуарной литературе также не обнаружено свидетельство того, чтобы Вольтер эту фразу произнес. Изречение это приписывалось также французскому полководцу герцогу Виллару (1653-1734), будто бы сказавшему его Людовику XIV при отъезде в армию («Intermediaire des chercheurs et des curieux», 10 sept. 1883). Между тем существует соответствующая итальянская поговорка, имевшая хождение в различных формулировках значительно раньше XVIII в. (Giusti, «Proverbi toscani», Firenze, 1853). Известно немало литературных источников, в которых в разных вариантах встречается это изречение. Так, в Библии (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 6, 13) читаем: «Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими». Квинтилиан (ок. 35 - 95 гг. н. э.) в «Declamationes», 9, 1, писал: «Мне более повредили друзья, чем враги». Схожие высказывания встречаются у Овидия («Ars amandi», I, 751-752), Фукидида (7, 75). В арабских «Нравоучительных изречениях философов» Гонеина бен Исаака (ум. 873) сказано: «Я могу защитить себя от врагов моих, а не могу защитить себя от своих друзей». Манлий в сочинении «Loci communes» (1563) рассказывает (2, 9), что царь Антигон приказал своему жрецу приносить жертвы богу, чтобы он охранял его от друзей. На вопрос же: «Почему не от врагов?» - царь ответил: «От врагов я могу и сам защитить себя, а от друзей нет». В книге Balthasar Schuppius «Freund in der Not» (1657) Александру Македонскому приписываются слова: «Защити меня от моих фальшивых друзей, а от явных моих врагов я и сам сумею себя защитить». У польского короля Яна Собеского была сабля с надписью: «Берегись неверных друзей, а от врагов я тебя защищу». У Шиллера в трагедии «Смерть Валленштейна» (3, 16) сказано: «Усердие друзей губит меня, а не ненависть врагов» (Buchmann, Geflugelte Worte).

Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, боже!
(А. С. Пушкин, Евгений Онегин, 4, 18.)

Избави нас, боже, от друзей, а с врагами мы справимся сами! Избави нас, боже, от таких претендентов на революционно-демократическое руководство, а с Керенскими, кадетами, корниловцами мы справимся сами (В. И. Ленин, О героях подлога и об ошибках большевиков, Полное собрание сочинений, т. 34, с. 252).

…так иногда причесывают и приглаживают стихи, что от них, от их самостоятельности ничего не остается. То же иногда делает и некий редактор-нивелировщик, и некий трусливый редактор, про которого нужно и должно сказать: «Избави нас, боже, от таких друзей, а от врагов мы сами избавимся» (А. Прокофьев, Речь на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, «Лит. газ.», 22 декабря 1954 г.).

Данная статья отражает исключительное мнение её автора.

История одного мошенничества

Говоря о перспективах развития российской экономики, о том, что сдерживает ее рост, упоминают проблемы в законодательстве, финансовый кризис, произвол чиновников, недостатки отечественного рынка труда, последствия лихих девяностых и т.д. Однако за этими рассуждениями зачастую теряется очень важный аспект ведения бизнеса – доверие между участниками.

На что готов пойти предприниматель в стремлении заработать денег? Что важнее для его репутации – суммы с нулями или порядочность, честность в отношениях с партнерами, клиентами, государством?

К сожалению, ответ не очевиден.

В конце 90-х талантливый выпускник Новосибирского Государственного Университета Алексей Васильев основывает в Новосибирске компанию по продаже металла ЗАО «Сибпромснаб». Бизнес г-на Васильева медленно, но верно развивается, однако совершить серьезный рывок на рынке ему мешает недостаток финансирования. Поэтому Алексей ищет инвестора. В 2005 году такой человек находится в лице Аркадия Волосовца - известного предпринимателя, владельца группы компаний «АГИС», способного, как и рассчитывал Васильев, своими средствами, авторитетом и связями в металлическом бизнесе поднять предприятие. Отношения между Аркадием и Алексеем из приятельских постепенно переходят в дружеские. Васильев со своими домочадцами - частые гости в доме Аркадия на адриатическом побережье.

В развитие группы компаний ЗАО «Сибпромснаб» Волосовец инвестирует несколько сотен миллионов рублей и становится владельцем 50% предприятия. Перспективы у компании отличные, рынок торговли металлом позволяет успешно развиваться, тем более, с приходом нового серьезного и ответственного инвестора, известного как в России, так и за ее пределами.

Волосовец, занимаясь развитием собственного бизнеса, совершает первую в этой истории ошибку – не возражает против назначения генеральным директором ЗАО «Сибпромснаб» Алексея Васильева. В руках последнего полностью сосредотачивается управление компанией, хотя Васильеву и принадлежит только 25% акций.

Благодаря Волосовцу «Сибпромснаб» укрепляет позиции на рынке и начинает приносить более 200 миллионов рублей чистой прибыли в год! Доступ к большим деньгам зачастую играет с людьми злую шутку. Нормы морали, обязательства перед партерами уже не являются для г-на Васильева жизненными ориентирами, тем более приоритетами в бизнесе. Пользуясь полным доверием Волосовца, он начинает «экспериментировать» с выводом средств из предприятий Аркадия через оффшоры. Операции удается скрывать от партнера, и успех «окрыляет» Алексея Михайловича. Серьезные суммы оседают на счетах компаний, подконтрольных лично Васильеву, а Аркадию Волосовцу – владельцу 50% (!) этих компаний, которые он создал и в которые вложил и деньги, и душу, - достаются жалкие крохи (1% от более чем двухсотмиллионной прибыли).

Полученные таким образом средства г-н Васильев вкладывает в предприятия не только в Новосибирске, но и в Красноярске, Иркутске, Челябинске. Доля Волосовца в них либо равна нулю, либо, примитивно подделав договоры, Васильев «выкидывает» своего, так называемого друга из бизнеса, созданного еще по первоначальной схеме (50% у инвестора, 25% у менеджера).

Дальше – больше! С помощью денег и связей Волосовца, ЗАО «Сибпромснаб» становится заметным игроком на рынке металла сибирского региона. Участие в рейтингах, публикации в прессе, уважение партнеров создают у Васильева ощущение полной безнаказанности и уверенности в правильности схемы «Не пойман – не вор», появляется желание выйти на общефедеральный масштаб. Но Волосовец не может быть постоянным спонсором всех новых проектов Васильева. И Алексей Михайлович решается обратиться к банкам. Не спрашивая Волосовца и подделывая решения собраний акционеров об одобрении залоговых сделок, он без зазрения совести начинает активно набирать кредиты в банках: его уже не заботят прибыльность бизнеса и уж тем более возврат заемных капиталов.

Доведя общую сумму кредитов до сотен миллионов рублей, Васильев, как нам рассказали его бывшие сотрудники, не собирался останавливаться на достигнутом. Но тут наступает сентябрь 2008 г.

Кризис жестко обрывает восхождение г-на Васильева к вершинам финансовых пирамид. Одной из наиболее пострадавших отраслей экономики оказалась металлургия. Из высокодоходного бизнеса она становится все более убыточной, а перед Алексеем Михайловичем встает уже острая необходимость рассчитываться с многомиллиардными долгами перед кредиторами и бизнес-партнерами.

Тут очень некстати проявляются проблемы и у основного владельца «Сибпромснаба» Аркадия Волосовца. В связи с тем, что его основной бизнес (можно сказать уже федерального масштаба) был гораздо мощнее и объемнее своей «дочки» в Новосибирске, то и проблемы, ставшие очевидными для кредиторов и партнеров группы компаний «АГИС», выявились гораздо быстрее и жестче.

Но Аркадию Леонидовичу Волосовцу надо отдать должное - он не бегает от обязательств, не рассказывает «страшилки» про ипотечный кризис в Америке, а шаг за шагом, целенаправленно и ответственно договаривается с банками о реструктуризации долгов. Так, нам подтвердили в «МДМ Банке» и «Росевробанке», что в настоящий момент никаких проблем с группой компаний «АГИС» у них нет.

Сохраняя свое честное имя, Волосовец не только продает личные активы, но и проводит «чистку» всех своих производственных мощностей для уменьшения долгов перед кредиторами. И тут обнаруживается, что в Новосибирске, в компаниях, в которые он вложил серьезные суммы и немало сил и в которые он назначил директором человека, жившего с ним под одной крышей, он уже либо не является акционером, либо на компанию оформлено невероятное количество кредитов. Все активы заложены, вся прибыль выводится «налево», а бизнес находится на грани коллапса.

Что в данной ситуации остается делать Волосовцу? Ведь если он начнет оспаривать сделки, которые мошенническим путем организовал Васильев, то будет непроизвольно помогать аферисту в осуществлении его планов – после оспаривания залогов банки останутся с необеспеченными кредитами. Но если безучастно наблюдать за банкротством когда-то родных предприятий, получается, что и на Волосовца упадет тень афериста и жулика, и ему тоже, как и Васильеву будет закрыт доступ в банки-кредиторы «Газпромбанк», «Абсолютбанк», «Банк Москвы», «Промсвязьбанк», Банк «Открытие», Банк «Акцепт», «ЮникредитБанк», «Транскредитбанк», «Сбербанк», «МФК Банк», «Левобережный» и др.

Получается, что у Аркадия не остается другого выбора, кроме как требовать от Васильева вернуть вложенные деньги и уйти от громкого позора, который ожидает Алексея Михайловича Васильева.

Но, к сожалению, как и предполагал Волосовец, Алексей Васильев, понимая двоякое положение Аркадия, провоцирует его на судебные разбирательства, чтобы выйти сухим из воды - и деньги не вернуть, и с активами остаться. В это же время Васильев демонстративно «исключает» из состава акционеров еще одного (теперь уже бывшего) партнера и приятеля – миноритарного акционера ЗАО «Сибпромснаб» Сергея Коршакова, цинично предлагая ему согласиться на символическую компенсацию за его акции, которую он обещает заплатить ему по истечении нескольких лет.

Как это обычно бывает, суета Васильева не прошла незамеченной кредиторами и партнерами. Контрагентам Васильева теперь требуется немало отваги, чтобы работать с ним без предоплаты. Более того, нам поступила информация, что еще до тех шагов, которые был вынужден предпринять Волосовец (непроизвольно вызывая агрессию банков-кредиторов против ЗАО «Сибпромснаб»), один из банков уже закрыл кредитную линию Васильеву. Другой, не дожидаясь всеобщей паники среди банков и других кредиторов, начал вести активную работу над возвратом кредита.

На что рассчитывает в сложившейся ситуации наш герой? Непонятно. Может быть, он надеется, что от разорения его убережет авторитет его успешных однокашников – Виктора Харитонина, владельца крупнейшей российской фармацевтической компании «Фармстандарт» или Алексея Гонуса – топ-мендежера Банка «Открытие». О теснейшей дружбе с ними Алексей Васильев к месту и не очень рассказывает всем своим партнерам и кредиторам. Но вряд ли эти серьезные и уважаемые в мире бизнеса люди станут рисковать своим именем и положением ради спасения нечистого на руку и уже одиозного на малой родине «приятеля».

Может быть, он надеется на помощь, как говорят его сотрудники, своего «заместителя» – шведской водки «Абсолют», о связи с которой судачит уже все предприятие? Но, к сожалению, еще не было случая в мировой практике, когда бизнесмен, который строит свой бизнес на обмане партнеров и кредиторов и загоняет предприятие в абсолютный финансовый и моральный тупик, вышел бы из кризиса с помощью алкоголя, казино и любовниц. Почему-то есть грустная уверенность, что и сейчас чуда не произойдет.

От представителя пресс-службы ЗАО «Сибпромснаб» Ломовой Д.В. комментариев по поводу данной ситуации получить не удалось.

Чем закончится эта история, не знает никто. Как пройдет банкротство предприятий «Сибпромснаба», что смогут забрать себе банки, как поведет себя в этой ситуации Васильев – неизвестно. Чем завершатся судебные иски Волосовца о восстановлении его прав как акционера и об оспаривании махинаций Васильева с банками, мы узнаем не скоро. Будет ли Васильев думать о своих сотрудниках, которые могут оказаться на улице из-за его непомерной алчности и склонности к аферам? Вспомнит ли он о чести, которая всегда особо ценилась среди сибиряков и договорится ли со своим партнером, который «создал» его – мы тоже не знаем.

Но одно уже сейчас можно сказать точно – бизнес, основанный на мошенничестве и аморальности, всегда приводит к краху - финансовому и человеческому. И не дай Бог, конечно, кому-то из нас оказаться в ситуации, в которой оказался Аркадий Волосовец, потерявший друга, бизнес и веру в порядочность людей, которым желаешь и делаешь только добро.

Никакие инновации, мировые финансовые центры или современные технологии не способны развиваться в атмосфере мошенничества, лицемерия и обмана. Об этом стоит задуматься всем нам и как можно скорее.

Из Воззвания к пастве Архиепископа Серафима (Лядэ). Июнь 1941 г.

Во Христе возлюбленные братья и сестры!

Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы... Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это-продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г., - но, увы! - окончилась трагически. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевистском фронте. «Спасение всех», о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!

Листовка, отпечатанная
отдельным оттиском в июне 1941 г.

Близок час

Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Невозможно было долее ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые «христианские» правительства, которые в недавней испанской борьбе были и материально, и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры.

Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования русской церковью памяти «Всех святых, в земле русской просиявших».

Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский праздник, соединённый с днём воскресения, началось исчезновение демонских криков «Интернационала» с земли русской...

Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и осветятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия. Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят бесчисленные русские колокола.

Это будет «Пасха среди лета», о которой 100 лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой Русской земли преподобный Серафим.

Лето пришло. Близка русская Пасха...

Архимандрит Иоанн (кн. Шаховской), «Новое слово», N27 от 29.06.1941 г. Берлин

Из послания Митрополита Серафима (Лукьянова). 1941 г.

Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III интернационалом. Да благословит Всевышний великого вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога...

«Церковная жизнь», 1942 г., N1

Телеграмма Всебелорусского Церковного Собора А. Гитлеру . 1942 г.

Первый в истории Всебелорусский Православный Церковный Собор в Минске от имени православных белорусов шлет Вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевицкого безбожного ярма, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской Православной Автокефальной Церкви и желает быстрейшей полной победы Вашему непобедимому оружию.

Архиепископ Филофей (Нарко)

Епископ Афанасий (Мартос)

Епископ Стефан (Себо)

«Наука и религия», 1988 г., N5

К годовщине крестового похода

Прошёл год, как поднят меч Правды на самого страшного врага всего человечества - коммунистический интернационал. И вот ныне значительная часть европейской России свободна уже от этого проклятого врага и обезврежена и очищена от этой заразы. И там, где давно уже не раздавался колокольный звон и где славить Всевышнего считалось тяжким преступлением - там теперь разносится малиновый звон колоколов; открыто и безбоязненно, с усугубленными лишь чувствами несутся к престолу Царя Вселенной молитвенные вздохи освобожденного из ада русского народа.

И нет слов, нет чувств, в которых можно было бы излить заслуженную благодарность освободителям и их Вождю Адольфу Гитлеру , восстановившему свободу вероисповеданий.

Но Правда побеждает, она и победит. И недаром Провидение избрало Вождя Великой Германии Своим орудием сокрушения этого общечеловеческого врага. Германский народ знает это, и в этом залог, что он в союзе с другими народами доведёт с Божьей помощью борьбу до конечной победы. И мы верим, что это будет так.

22 июня 1942 г. Е. Махароблидзе, «Церковное обозрение». 1942 г. N4-6

Из пасхального Послания Митрополита Анастасия 1948 г.

Наше время изобрело свои особые средства истребления людей и всего живого на земле. Все готов испепелить этот адский огонь, вызванный самим человеком из бездны, и мы снова слышим жалобу пророка, обращенную к Богу: «Доколе плакати имать земля и трава вся сельная исхнет от злобы живущих на ней» (Иерем. 12,4).

Но этот страшный опустошительный огонь имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие: ибо в нем сгорают и те, кто воспламеняют его.

Но вы скажете, что истребительный меч смерти падает не только на развращённых и злых, но и на людей добродетельных, и на последних даже чаще, чем на первых. Но для таких людей смерть не является бедствием, ибо открывается для них путь к блаженной истинной жизни, приобретённой для нас смертию и воскресением Христовым.

«Святая Русь», Апрель 1948 г., Штутгарт

В наши дни...

9-го мая 2009 года патриарх Кирилл назвал Великую Отечественную войну «платой за грехи, которые народ СССР совершил во время Революции и Гражданской войны».