Рассказы о жизни в глухих деревнях. Лаптевка. Сибирская деревня. Фотоистория. Подводные камни в сельском пруду

«Летом 2017-го я ходил в тайгу, на две недели, один, - рассказывает пользователь Pikabu под ником sadmadcrou . - Без желания выживать, что–то доказывать. Путь ради пути. Чтобы просто побыть наедине с собой, отдохнуть от интернета, мобильной связи, а последние годы замучившая меня бессонница стала своеобразным топливом в виде пинка под зад собрать рюкзак.

До этого в походы не ходил, в сольные тем более. Началось все с зудящего желания зимой, в период, когда был очередной дедлайн и хотелось просто разорвать любого встречно-поперечного, прогуляться в тайгу до заброшенной деревни Князевки. По мнению «Википедии», там уже никто не живет. Как оказалось, это не так».

Путь

Старт от поворота на деревню Гриневичи, последний оплот цивилизации перед глухой тайгой, автобус высадил в 18:30 по местному времени. В уши ударила тишина леса, а в нос - необычайно вкусный воздух. Да, именно вкусный! После затхлого, намертво прокуренного Омска этот воздух показался амброзией, его хотелось не вдыхать - пить. И тишина… Она подкреплялась полным отсутствием мобильной связи.

Первой целью было пройти десяток километров, уйти подальше от цивилизации и встать на привал. Дорога шла то вниз, то вверх. Начал слегка одолевать гнус. От него спасал накомарник и разведенный на спирту деготь, лучший друг таежника. Пели птицы, и на душе было так хорошо, что самому хотелось петь. Ощущения из детства - впереди неизведанное и ты ни одному микроорганизму во вселенной ничего не должен. Светлые чувства.

На Малиновку вышел к десятому часу вечера, она неожиданно наплыла на меня, лес вытолкнул в пустое пространство бывшей деревни. Заросшие домовые ямы, остатки загона для коней и таежная речушка с одноименным названием. Я заночевал на повороте на бывшую деревню Верхний Турунгас, рядом с еловой рощицей. Костер разводить не было сил, просто поставил палатку, сделал чай на горелке и провалился в черноту сна.

Изначально я пытался прогнозировать, как буду спать один в тайге, будет ли одолевать типичный для горожанина страх перед лесом. Оказалось, все это ерунда, эти страхи остаются в городе. Протопав 11-12 километров с 40-килограммовым рюкзаком в жару, я избавился от всех страхов подчистую. К тому же я воткнул в уши беруши: ночью лес очень громкий, орут всякие птицы, шорохи и так далее. В палатке было уютно, чувствовал себя защищенным.

О гнусе

Таежная мошка меня вообще не ест, только мешается перед глазами. Это раздражает. Комаров в июне много, репеллент спасает слабо, накомарник - лучший друг. Клещей не было, я часто осматривал пропитанную репеллентом от клещей энцефалитку и не снял ни одного товарища. Оводы присутствовали номинально и не мешались, пару раз я видел шершней - гигантского размера пчелка, сантиметров пять или шесть. Шершни дрались, а я выступал в роли пассивного наблюдателя.

Один раз я вышел ночью в полной темноте в туалет и был крайне удивлен. Повсюду около палатки светились желтые звезды. Сначала подумал, что это майские жучки, но объекты не двигались. При детальном рассмотрении оказалось, что это такие своеобразные гусенички со светящейся задней частью. Название, увы, не знаю. Отшельники рассказывали, что в древние времена в деревнях набирали этих гусениц и гнилушки (место их обитания) в емкость, и при свете такой «лампы» вполне можно было даже читать.

Живность на пути

Утром второго дня ко мне пришли лоси. Топтались у палатки, фыркали. Заснять не получилось: при виде меня ребята спешно дернули в тайгу. Место второй ночевки вообще изобиловало живностью. Рядом с палаткой было гадючье гнездо, его хозяйка частенько грелась на солнышке, сразу уматывая под елку при моем появлении.

В тот день впервые прошел дождик, и дорога раскисла до состояния сметаны. Подойдя к очередной большой луже, я увидел свежайший след хозяина тайги килограммов так на 400, размер ноги 45-й, не меньше. Фотографировать не стал, спешно покинул место. Вообще, следы медвежат и мишек средних размеров встречались постоянно, а через каждый метр - следы лосей.

Отшельники брошенной деревни Князевка

На третий день я вышел к деревне. Потоптался у ворот, покричал хозяев и, решившись, отогнул проволоку и вошел. До меня дошло, что эти ворота нужны для того, чтобы кони не убегали в тайгу.

Интересные ощущения одолевают, пробирает аж до костей. Пустая безжизненная деревня. Дома-то стоят, прикрытые запущенными огородами и слегка покосившимися заборами, а людей нет. Навстречу вышел мужичок в картузе и забормотал приветствие. Пожали руки, познакомились. Мужичка зовут Леонид, и он постоянно живет в единственном живом доме с еще одним отшельником Василием. Позвали в избу. Я сказал, что обязательно зайду, но мне нужно куда-то встать с палаткой, желательно поближе к речке. Мужички посоветовали старую царскую заросшую дорогу, которой уже не пользуются лесовозы.

Мое общение с Василием и Леонидом стало откровением. Для меня распахнулся целый мир баек про жизнь в лесу, деревне. Про экзистенциальный вакуум в теле деревенского жителя и как с ним бороться. Как-как? Алкоголем, конечно же! Отсюда и смена места жительства Леонида, мигрировавшего из пьющей вороватой разухабистой Атирки в Князевку на полную пожизненную реабилитацию три года назад. Леню привез Владимир, брат Васи, едва живого, упитого напрочь. Сжалился над одноклассником. Теперь Ленька помогает с конями и по дому.

Василию сложно со всем справляться. Много лет назад при разборе дома на ногу ему упало бревно, и теперь он ходит всегда с палочкой, иначе никак - стальная пластина на десять болтов и ибупрофен постоянно. Василий очень начитан и интеллигентен, зачитывается фантастикой, с ним приятно разговаривать. Леня же, напротив, прост, мало чем интересуется, но тем не менее по-простому добр.

Я решил не идти дальше на Туй, еще 40 километров пути по внезапно возникшей жаре не придавали желания геройствовать. В конце концов, я выбрался на отдых и решил отдыхать. Поселился на живописном участке на речке, ходил каждый вечер к мужикам за историями и общением, получая огромное удовольствие от компании.

Об алкоголе

Отношение спокойное, иногда пьет даже Леня, которому надо бы вообще не пить. Я захватил с собой две бутылки водки, купил в мини-маркете на автовокзале Тары, когда узнал от аборигенов, что в Князевке все же кто–то есть живой. Водка в тайге вообще мастхэв как антисептик тела и души. В первый вечер пили за знакомство, спокойно и одухотворенно. Никто из мужиков не впадает в состояние берсерка от спирта. Только Леню, если сильно выпьет, начинает от алкоголя троить - речь путается и руки трясутся.

Водку часто привозят охотники, рыболовы и просто случайные путники. Особенно зимой, под Новый год и месяц после у мужиков скапливается огромное количество бутылок. Угощают нещадно. Сами же ставят бражку на березовом соке, о ее питательных и живительных качествах для нутра очень любит разоряться Леня. Бражка и правда хороша.

Лошадки

Они для души. Их, конечно, иногда продают, этим занимается Владимир, но по-серьезному статьей дохода это назвать сложно.

Лошади в деревне гуляют сами по себе, на свободном выпасе. На зиму для них заготавливают корм, косят траву и привозят еще овса. Очень многие пугливые, но мне удалось погладить морды парочке. Настоящим бичом для них является гнус, от него пытаются спрятаться в полуразрушенных домах, на старом зернохранилище. От мошки и комаров у коней кожа ходит ходуном.

Был забавный случай. В зной жеребятки штабелями улеглись рядом перед домом, штук шесть, не меньше. А мамки ушли пастись. Внезапно залаяли собаки, жеребятки проснулись и давай метаться в панике, не понимая, где мамаши. Жались друг к другу, успокоились нескоро.

О простой мужской пище и подарках

Я сидел у мужиков каждый вечер и ел простую грубую пищу. Вкуснее мраморной говядины и лобстеров. Грубый хлеб, картошка, лук, вкуснейший гороховый суп от Василия, бобрятина. Ага, бобрятина. Я сначала подумал, что это такая жирная разваренная говядина, но нет. Нюансы вкуса катастрофически малы. Мясо подкидывают охотники, они частые гости в Васиной избе. Кстати, Вася не берет ни копейки за ночлег, а на попытку дать денег обижается.

Я подарил Василию хороший нож. Оставил всю оставшуюся еду и половину своей аптечки, репелленты и все расходные мелочи. В следующем году обязательно снова поеду в Князевку и повезу мужикам машинки для кручения папирос, табак, диски с фильмами. Они их смотрят на старом DVD-проигрывателе, подключая его к аккумулятору.

Вот такая вышла у меня тайга, тайга одному обернулась иначе.

Есть место, где примут тех, кому больше некуда идти. Луч надежды бродягам, сиротам, инвалидам и бывшим заключенным вот уже 13 лет дарит приют «Рассвет». Его открыла не какая-нибудь социальная служба или благотворительная организация, а бывшая учительница Валентина Овчинникова. Женщина всю жизнь проработала в школе, а как вышла на пенсию, поняла, что хочет помогать людям. Уехала в Афонино, глухую деревню в Пермском крае, и начала принимать тех, от кого отказалось государство. О том, как живется здесь ей и ее подопечным, рассказали Сurrenttime.tv.

currenttime.tv

По документам приюта не существует - он не оформлен официально и не получает никакой помощи от властей. Его обитатели живут в складчину на собственные пенсии, к которым Валентина добавляет и свою. За неимением поддержки от государства постояльцам приюта приходится помогать себе самостоятельно. Они обустроили небольшую ферму, которая обеспечивает приют молоком, мясом и овощами. Обязанности по уходу за скотиной постояльцы делят между собой.

Помогают и неравнодушные. Иногда совершенно незнакомые люди делают пожертвования. Волонтеры из Перми собирают необходимые вещи: теплую одежду, продукты, стиральный порошок, памперсы для лежачих больных, лекарства и другие нужные вещи. «Мы выживаем, как можем, без помощи государства», - подводит черту Овчинникова.

Currenttime.tv

Недавно директор приюта ездила в Москву на передачу к Андрею Малахову: для «Рассвета» это было огромным событием. Женщина вспоминает, что приняли ее хорошо. Сама она ничего просить не стала, так как не привыкла: вместо нее это сделал Николай Басков. Певец обратился к местным властям с просьбой построить новую дорогу.

Нормальная дорога в «Рассвет» заканчивается километров за двадцать до деревни, дальше - только глиняная колея, которую регулярно разбивают лесовозы. Несмотря на сложности с дорогой, к Овчинниковой каждый день приходят и приезжают люди: кто-то просит о помощи, а кто-то сам ее привозит. А кто-то привозит новые проблемы. После передачи жители приюта ждали приезда дорожников, но вместо них заявились соцработники с проверками.

Приезжали, дополнительно требовали документы: спрашивали, куда деньги деваю.

Валентина рассказывает о приезде нежданных гостей спокойно, потому что привыкла. Чиновники и соцслужбы пытаются поймать Валентину на том, что она зарабатывает деньги на несчастных. Женщина по доверенности оформляет пенсии и документы многим постояльцам, что вызывает подозрения у местных властей. Овчинникова отрицает обвинения в ее адрес и в доказательство своих слов показывает, что сама живет на равных с остальными.

Я живу здесь - вот мое место! - показывает она на койку в комнате, где, кроме нее, живет еще одна женщина. - Люди пишут, что я живу в хоромах, в отдельном особняке! А какие у меня особняки, если я всю жизнь занималась благотворительностью?

Currenttime.tv

Чтобы убедиться в честности женщины, достаточно выслушать истории ее подопечных, многие из которых называют ее мамой. Звонят ей из магазина и спрашивают: «Мама, что еще взять?» За многих из них приходится сражаться с соцзащитой.

Сейчас я сражаюсь за Светку с окружной соцзащитой. Свету решили лишить дееспособности. Она инвалид детства, но лишь сейчас, в 36 лет, ее решили лишить дееспособности. И вот я хочу доказать, что она самостоятельный человек, что она уже многое научилась делать. Мы ее подобрали с Майкора с мамой: мама лежачая была. Она живет у нас уже около четырех лет.

Ехать в государственные учреждения обитатели приюта наотрез отказываются. Николай Харин объяснил, почему.

В государственном - я знаю, что творится, они там как из Бухенвальда ходят, их держат, как в концлагере. Может не везде так, но показывали сколько раз: одни кожа да кости, страшно глядеть!

Мужчина остался без дома и ноги. Он признается, что все - по собственной глупости. Сгубила любовь к крепким напиткам.

Выпили - показалось мало, я еще побежал. Вот зачем я это сделал? Валенки рядом стояли, надень да иди. А я побежал в одних магазинных носках. А мороз был 40 градусов. Сам виноват, короче!

Currenttime.tv

Многие, как и Николай, не отрицают, что сами виноваты в своих бедах, но они смогли изменить жизнь. Еще один Николай сел в тюрьму за побои жены. На женщину он поднял руку, когда та задушила их ребенка. В приюте мужчина помогает по хозяйству, доит коров.

Общий стаж тюрьмы у меня 11,5 лет. Избил бабу, вот из-за этого 5,5 лет дали сначала, а потом еще начудил. Ума-то нету.

Некоторые живут здесь целыми семьями - без надлежащего надзора пропадут, а вместе селить инвалидов со стариками соцслужбам некуда. В такой ситуации оказался один из бывших учеников Валентины Анатолий вместе со своей матерью.

Я учила его в архангельской школе, потом он работал водителем-трактористом в Кудымкаре. Потом его избили, череп еще вскрывали, и что-то с ним стало неладно. Я в больнице увидела маму с Толей, мама плакала. Я говорю: «Рая, что случилось?» А она говорит: «Я не выдержу: меня отправляют в дом престарелых, а Толю - отдельно. Единственный сын, а нас хотят разлучить, я не выдержу».

Currenttime.tv

Для лежачих выделен отдельный дом и персональный помощник. Сиделкой оказался бывший сиделец.

Мне 42 года. Я освободился с поселения, запил, начал из дома тащить все. И меня родственники, старшая сестра отправили сюда. Я пропил дом, и все: некуда было идти.

Однако в приюте без предубеждения относятся ко всем людям. Каждый мог оступиться и каждый имеет право на второй шанс. Валентина считает, что если человек хорошо справляется, значит, ему можно доверить работу, какой бы ни была его предыстория.

Currenttime.tv

Он показал, что хорошо может ухаживать, и вот я его сюда, к тяжело больным, им тоже внимание надо. Это не каждый выдержит, терпение надо.

Терпения не занимать и самой Валентине. Сколько всего нужно сделать самой, да еще и постоянные проверки. Признается, уставать стала уже сильно и родных видит редко: у нее четверо детей, 16 внуков и 5 правнуков, о которых тоже нельзя забывать. Женщина надеется, что одна из ее подопечных со временем примет на себя обязанности по уходу за остальными, а пока остается только держаться.


В одном из самых глухих уголков юга Брянской области, в десятке километров от границы с Украиной, рядом с заповедником «Брянский лес» затерялась деревенька в пятнадцать жителей - Чухраи. Здесь я живу уже почти два десятка лет. Благодаря бездорожью, в Чухраях до совсем недавнего времени сохранялся уклад жизни прежних веков: деревня почти нечего не получала от внешнего мира, производя на месте все необходимое для жизни.
В документах Генерального межевания 1781 года упоминается, что Красная Слобода со Слободою Смелиж, Будой Чернь и деревней Чухраевкой принадлежат графу Петру Борисовичу Шереметьеву и крестьяне «на оброке платят в год графу по два рубля». Значит есть вклад чухраевцев в строительство чудных шереметьевских дворцов в Кусково и Останкино! И так всю историю: внешний мир вспоминал о деревушке, когда надо было получить с мужиков налоги, солдат для войны, голоса для выборов.

Расположены Чухраи на невысоком, но длинном песчаном холме среди болотистой поймы реки Неруссы. Единственная улица из пятнадцати домов, заросших сиренью и черемухой, вся перекопана дикими кабанами. Зимой по снегу на улице постоянно встречаются волчьи следы. Деревянные крыши большинства домов провалились. Столбы электролинии, проведенной сюда в шестидесятых годах прошлого века, да тройка телевизионных антенн - вот все признаки нынешнего века.. Диссонирует с деревней мой дом из красного кирпича со спутниковыми тарелками для телевизора и интернета. Кирпичный дом пришлось строить потому, что в первые годы после создания заповедника “Брянский лес” шла нешуточная война с браконьерами, поэтому для жилья мне нужна была крепость... А вообще-то здесь жили и живут на редкость приветливые и любопытные люди, для которых появление нового человека - событие. Помню, уже около тридцати лет назад в своих странствиях по Брянскому лесу я впервые забрел в Чухраи. Только я подошел к колодцу и заглянул вниз, чтобы посмотреть, чистая ли вода, как распахнулось окошко у ближайшего дома под раскидистой вербой и дородная пожилая хозяйка предложила напиться кваса-березовика из холодного погреба. Через минуту я был уже в прохладном доме и добрейшая Мария Андреевна Болохонова, жена здешнего лесника, выпытывала из меня все анкетные сведения, для чего я сюда прибыл и с великой охотой отвечала на мои вопросы. Тем временем поглядеть на меня подошли ее соседи: дед-фронтовик и две бабки, тоже все по фамилии Болохоновы. Оказывается, во всей деревне только две фамилии: Болохоновы и Пресняковы, поэтому каждый имеет уличную кличку, которая словно неофициальная фамилия часто передается по наследству. Оказывается деда-фронтовика Михаила Алексеевича Болохонова по уличному Пожилой, а его бабку - Пожилиха. Вторую старуху, партизанку Евдокию Трофимовну Болохонову звали Марфина. В деревне жили два соседа, оба Балахоновы Иваны Михайловичи, оба 1932 года рождения. Один, который конюх, известен под уличным именем Калинёнок, а другой, бригадир, - Кудиненок. Оба получают письма от родственников, но почтальон Болохонова Антонина Ивановна (уличное имя - Почтарка) всегда вручала письма правильному адресату, потому что знает, что Калиненку пишут письма из Навли и далекой Ухты, а Кудиненку из Подмосковья. Уличное имя часто передается по наследству с прибавлением уменьшительных суффиксов: сын Калины - Калиненок, сын Калиненка - Калиненочек.
Я удивился, как обходятся жители без магазина, но они отвечали, что без магазина деньги целее. Спички, соль и муку привозят зимой в автолавке, а водку хлеб и все остальное готовят сами. Ближайший магазин в Смелиже, но путь туда через Липницкие болота, да и в котомке много не принесешь. Поэтому хлеб пекут каждый себе в русских печах на поду. Мария Андреевна посетовала на мою худобу и заставила взять с собой ржаную ковригу килограмма на три. Вкуснее этого хлеба я еще не ел. Тем временем появился из обхода сам хозяин Иван Данилович, тоже фронтовик-малоземелец и стал требовать у Марии Андреевны по случаю гостя «ковтнуть», то есть на местном наречии выпить, но я отказался, чем очень огорчил красноносого Ивана Даниловича. Кстати, через несколько дней я встретился ним в лесу и он выговорил мне за то, что я отказался, мол, из-за меня и ему не перепало.
Перед войной в Чухраях был свой колхоз «Наш путь». Кроме того, молодежь работала на лесозаготовках. В соседнюю, за семь километров, деревню Смелиж была отличная дорога, по которой лошадьми и волами вывозили лес, через Липницкие и Рудницкие болота, непроезжие сейчас, тогда были настелены бревенчатые гати.
Лет пятнадцать назад я записывал на магнитофон рассказы жителей деревни о прошлом, а недавно переложил их на бумагу.
Рассказывает Михаил Федорович Пресняков (Шаморной), 1911 года рождения:
«До войны тутока тайга была. Давали план на рубки сельсовету. И нас, молодёжь, посылали лес резать на всю зиму. А весною на конях лес возили, тогда ж машин не было. Когда кулачили, самых хороших коней в лес забрали. Сараи кулацкие туда перевезли, рабочих из-за Десны пригнали. И брат мой там робил. Рыбы дадут, сахарку дадут, крупы дадут - чтоб не жравши не сдохли. И одёжу давали в счёт зарплаты. А весной плотали лес. До десяти тысяч кубометров у нас на луг вывозили, весь сенокос лесом занят был. Плоты до Чернигова гоняли -целый месяц на воде. В Макошено за Новгород-Северский часто гоняли, там евреи лес принимали.
На Конском болоте канавы рыли. Я эти канавы рыл и жердями обкладал. Контора была из Трубчевска - забыл, как называлась. Были прорабы Травников и Островский. Я ходил им доску носил, на которой они номера смотрели. Они меня звали: «Пойдём с нами, мы тебя доучим.» Платили они здорово. Восемнадцать рублёв в тое время платили. Нам давали бахилы из кожи. Копали вручную. А трактора пни рвали. Высушили всё, мосты построили. Конопля была под твой потолок. Капуста родила хорошая, гурки вот такущие во, а овёс плохой был. Высушили всё, мосты построили. В тридцать втором году весной страшная вода пришла, катилась валом, как с горы. В нашем доме только на два пальца до окна не достала. Ехала комиссия с райсполкому нас спасать, так на Ершовом поле ихню лодку об дуб как вдарило, взлезли они на дуб, кричат на убой: "Рятуйте!" Ездили их стягивать.
И в тридцать третьем тоже большая вода пришла. И дожди шли, целое лето стояла вода, что посеяли - всё отмякло. Государство ничего не дало и негде было добыть. Голод большой был, полдеревни передохло. Даже мой батька помёр. Молодые хлопца померли. Матка ходила в город, побиралась: капусты приносила листья горького Попорезали коров, а дальше есть нечего. Поуехали многие на Украину, и там голод. А в тридцать четвёртом картоха уродила, морква была рамером как бураки.»

Во время войны здесь был центр партизанского края. Здесь действовали не только местные отряды, но и соединения орловских, курских, украинских и белорусских партизан. Их число доходило до шестидесяти тысяч. Нынешние чухраевские и смелижские древние старики, бывшие почти семьдесят лет назад подростками, хорошо помнят легендарных командиров Ковпака и Сабурова, начинавших свои знаменитые рейды по вражеским тылам отсюда. Между Чухраями и соседней деревней Смелиж в лесу находился объединенный штаб партизан, центральный госпиталь, аэродром. Здесь впервые прозвучала песня «Шумел сурово брянский лес», привезенная в подарок партизанам к 7 ноября 1942 года поэтом А. Сафроновым. В мае 1943 году немцы выжгли партизанскую деревню дотла, а жителей угнали в концлагеря.

Трофимовна всю жизнь прожила одна, мужики ее поколения не вернулись с войны.

Похороны Трофимовны.

Рассказывает Болохонова Евдокия Трофимовна (Марфина), 1923 года рождения:
«Я была в отряде имени Малинковского. Командиром у нас был Митя Баздеркин, потом он погиб. Нас было 160 человек.
Мы, девки, еродромы для самолетов расчищали, землянки делали, летом огороды по полянам садовили. Зимой сидели в Чухраях, шили. У моей крестной машинка была своя, да партизаны нам машинок собрали. Парашютов привезут нам целую кучу, мы пороли их и рубахи шили, халаты белые шили - чтоб на снегу незаметно было.
Кого из партизан поранят - отправляли их на большую землю, так ее называли, потому что мы были на малой земле. Было в день партизана поранят, а к ночи его уже отправляли, не страдал здесь. Самолеты к нам кажную ночь прилетали. Жрать нам привозили, а то мы подохли бы здесь. Привозили концентрату, соли привозили. Мужчины больше всего табак ждали. Сухарев привозили в пачках. Все привозили. Мне сейчас хуже, чем тогда.
Шли мы раз на Миличи, там просо на поляне сеяли, хорошо родило. Идем, слышим - стогнет кто-то. Хлопчик молодой, высокий лежит. Обе коленки пулями перебиты. Белый, худой: «Восемнадцать дней я тут лежу - вы первые, кто пришли». Восемнадцать днёв не евши - не пивши! Сделался белый-белый. Всю кругом себя траву поел. Треба что-нибудь делать. Насекли палок, его на палки положили и потащили на еродром. А еродром был промежу Нового Двора и Рожковскими Хатками. Мы его расчищали. Отнесли его, а документы у нас остались. После освобождения послали их к его батьке-матке. И пришла благодарность: сын остался живой. И ён благодарность нам прислал.
А бывало, что тяжелых раненых пристреливали… Людей тут погибло…
В сорок третьем на Духов день немцы лес чистить начали. Сюда, в Чухраи, наш, местный их привел. Скобиненком его звали по уличному. Сколько тут людей побили… Моя тетка не побежала прятаться: «А что бог даст…» И сразу погибло четыре головы: два сынка, мужик и дед. А ее не тронули, только мужчин убивали. А многим не дали тут умереть, в Брасово погнали. Там могила братская. 160 только наших, чухраевских, малых хлопчиков и стариков. После войны ездили отгадывали своих. А ведь это наш, чухраевский, сюда немцев привел. Скобиненком по уличному звали. Ён тут все немцам показывал. А пришла Красная Армия, и его самого показательно повесили. Его самого и сына его…
Трудно, Трудно… Только два погреба от Чухраев остались…»

Когда после освобождения в в 1943 году в Чухраи вернулись уцелевшие люди, сразу начали строиться. Государство бесплатно отвело лес, но в деревне не было не то что ни одной машины или трактора - даже ни одной лошади! Здоровые мужики были на фронте. Сосновые стволы таскали на себе из леса старики, женщины и подростки, поэтому выбирали по силам: покороче да потоньше. Поэтому большинство хат в Чухраях маленькие. Дубы для фундамента заготавливали рядом, в пойме реки и по большой весенней воде сплавляли их прямо на место. Глину для печей тоже возили на лодках и лепили из нее сырец. Настоящие обожженные кирпичи были наперечет - уцелевшие из довоенных печей; их использовали только на печной под и трубы. Крыши делали из дора - деревянных пластин, которые нащипывали из сосновых плах. Такое жилище, сооруженное из местных материалов с минимальными затратами энергии было экологично при сооружении; экологично при эксплуатации (в чем автор убедился, прожив в таком доме в Чухраях немало лет); и экологично при утилизации: когда люди перестают жить в доме и ухаживать за ним, все деревянные материалы сгнивают, а глинобитная печь раскисает от дождей. Через несколько лет на месте жилья остается только заросшее дерниной углубление от бывшего подполья.
Послевоенное население достигло своего наибольшего числа в пятидесятых годах, когда здесь было полторы сотни дворов. Избы теснились так, что вода с одной крыши лилась на соседнюю. Огородов в деревне не было: незаливаемой весенним паводком земли хватало только на постройки. Огорода делали за околицей в болотистой пойме, а чтобы урожай не вымокал, копали дренажные канавки, поднимали гряды. В иной сырой год картошку удавалось посадить только в июне, когда подсыхало настолько, что лошади с плугами переставали топиться в сыром грунте. Зато сейчас в деревне просторно: при укрупнении колхозов контору и сельсовет перенесли за десять километров в Красную Слободу, которая за тремя болотами. За дорогами и гатями перестали следить и деревня оказалась как на острове. Да еще тяжелая, почти бесплатная работа в колхозе. Народ начал разбегаться кто куда мог. Большинство домов и рубленых сараев по твердой зимней дороге вывезли в соседние райцентры Суземку и Трубчевск.

Калинёнок признавал только выращенный им самим табак.

Рассказывает Болохонов Иван Михайлович (Калинёнок), 1932 года рождения, малолетний узник:
"Я сразу, как вернулся из плена, хлопчиком пошел в колхоз робить. Молоко в Красную Слободу на волах возил четыре сезона. Везешь литров триста-четыреста. Я раз с голодухи сливок переел, так до сих пор на молоко глядеть не могу. Волов звали Мирон и Комик. Ходили только шагом. Мирон крепко давал прикурить. Обязательно в кусты или в воду затянет! Не подчинялся! Плачешь от него. А Комик был послушный. Потом конюхом работал при всех председателях. Двадцать пять запряжных коней было, да молодежь. Сено косили за 10 процентов - сначала девять стогов для колхоза ставишь, потом тебе один разрешают накосить. Детей мучали своих, заставляли помогать. При Хрущеве стали за двадцать процентов косить.
Сталин обложил нас кругом. Агент по заготовкам у нас был Коротченков из Денисовки. Сдай за год 250 яичек, 253 литра молока, 20 килограммов мяса. Сдай картох, уже не помню сколько… И 250 дней должен отробить в колхозе за трудодни и ни грамочки не платили. Хоть стой, да не лежи! Председатель, бригадиры, учетчики за нами смотрели, чтоб не украли. А тех кто не выработал 250 дней, то судили. Деда Лагуна бабу судили, не успела минимум выробить. Забрала милиция, увезли в Суземку. Через несколько дней отпустили. Тая власть что хотела, то делала.
А выжили тем, что садовили картоху, да делали сани, да продавали скотину. Сено в Трубчевск продавали. Самогонку бабы гнали, в Чухраях была самая дешевая в районе. Я за зиму делал до тридцати саней, кадушки, дежки, бочки. Днем в колхозе роблю, а приду домой и за два вечера кадушку делаю.
Дуб для поделок воровали весной по большой воде. Свалишь вечером, а ночью разрабатываешь. А утром гонтье на лодку и домой везешь. Раз с дедом Долбичом дуба повалили у Неруссы, а лесником там был Степан ямновский. Вода в тот год неисчисленно здоровая пришла. И откуда ни возьмись, Степан подходит. Здоровый дядя. Кругом вода, тикать некуда. А мы: «Степан Гаврилович, но надо же чем-то жить…» А ён: «Да вы спросили бы…» А мы: «Да что спрахивать, спросишь, так Вы не разрешите…» А ён: «Ну что с вами делать? Протокол писать - так вы хатами не рассчитаетесь, ведь дуба вы подвалили метровой толщины…» Отпустил ён нас. Мы отвезли ему на кордон горелки да с пуд муки. Ён тоже хочет жить, ему теми сталинскими грошиками четыреста рублев платили. Ух, ён горелку любил - ведро выпьет и пьяным не бывает. От водки потом и помер.»

Остались в деревне лишь те, кому бежать некуда и не по силам. Теперь деревню быстро захватывает лесная чащоба, среди которой разбросаны последние огородики дряхлых жителей.

Мой сосед Василий Иванович Болохонов принимает ванну.

Чухраи славились самым дешевым в районе самогоном, но теперь местный эликсир жизни можно купить только в соседнем Смелиже.

Во все трудные моменты истории лес сильно выручал русского человека, служил ему убежищем в лихолетье. Лес с его промыслами, а не сельское хозяйство, был основой материального существования чухраевцев. Кроме конных саней Чухраи славились дубовыми бочками, кадушками, деревянными маслобойками, дугами, деревянными лодками. Кадушки и бочки грузили на новые лодки и плыли либо в Трубчевск вниз по течению до Десны, на которой стоит этот древний город; либо вверх по течению до впадения в Неруссу речки Сев, по которой поднимались до Севска. Вместе с товаром продавали и лодки, домой возвращались пешком. Уже в советские времена многие чухраевцы зимой работали на лесоповале, а весной и летом сплавляли лес до Десны и дальше на безлесную Украину.

Рассказывает Болохонова Ольга Ивановна (Купчиха), 1921 года рождения:
«Хлеба у нас веками не сеяли. Только при колхозах заставили сеять. Сей - не сей, все равно зерно не родится. А огороды были у каждого. А у кого было две-три лошади, да два-три сына - своя рабочая сила, раскапывали огроды большие. В двадцать девятом и тридцатом начали раскулачивать их.
Коноплю сажали, конопля хорошая родилась. До колхозов ее каждый у себя в огородах сажал. У каждого своя рубаха, свои штаны, свои онучки - все из полотна.
У нас тут каждый своим мастерством занимался. Колеса делали, катки, а сани и сейчас делают. Обод гнут. Раньше парня была, в парне парили этот дубок, гнут полоз. И возили продавали, далеко, до Дмитрова довозили на своих лошадях раньше. И бочки продавали - тоже из дуба делали. А под сало кублы осиновые делали.
У нас кругом дуб. В особенности мужчины заготавливали дуб весной, на лодках. Воровали дубы. Вот настанет разлив, поедут на лодках, дуб срежут, побьют его там на гонтье, потом на клепку, на лодках привезут. Спрячут по чердакам до зимы. А зимой делают. Дубы больше резали по ту сторону Неруссы. Леса государственные, лесники ловили - это нам еще мать рассказывала. Дуб завалят, узнает лесник, придет - угостят лесника. И все - лес как шумел, так и шумит.»

Рубили лес себе, рубили государству... С послевоенного времени и до семидесятых годов двадцатого века в Брянском лесу рубилось древесины в два раза больше, чем прирастало. Как раз в это время на смену лучковой пиле и конной тяге пришли бензопилы, трелевочные трактора и мощные лесовозы. С помощью новых технологий окрестности лесных поселений в радиусе многих километров были превращены в бескрайние вырубки, и жизнь в них потеряла смысл. Теперь только на картах остались Скрипкино, Кадуки, Старое Ямное, Коломина, Хатунцево, Усух, Земляное, Воловня, Скуты. На одной только лесной речке Солька, которая длиной всего-то сорок километров в шестидесятые годы было пять населенных пунктов: Мальцевка, Пролетарский (до революции - Государев Завод), Нижний, Скуты, Солька - имеющих школы, пекарни, магазины, производственные помещения. Сейчас на месте этих поселков уже поднялся молодой лес и только уцелевшие кое-где кусты сирени да почерневшие от старости могильные кресты на заброшенных кладбищах намекают о еще недавнем прошлом.



В деревню привезли продукты на тракторной телеге.

Чухраи быстро вымирают. Давно нет Данчонка - пьяный попал под лошадь. Умерла и его Мария Андреевна. Умерли Пожилой, Шаморной, Калиненок, Марфина и другие рассказчики историй, которые вы только прочитали. Их дети разбросаны по всему пространству бывшего Советского Союза. Уходят люди, исчезает уникальный быт и накопленный многими поколениями опыт ведения натурального хозяйства. Исчезает духовное и физическое единение людей с природой, пласт жизни неумолимо превращается в историю…

Сейчас жизнь в деревне теплится благодаря заповеднику "Брянский лес". Летом в Чухраях бывает шумно - на новенькой базе заповедника проходят практику студенты-биологи, работают ученые. На это время деревня становится экологической столицей Брянского леса. Зимой, когда я частенько уезжаю на Камчатку и деревню заметает снегом, инспекторские уазики пробивают дорогу жизни.

Написать об этом меня побудили вопросы, заданные одной из читательниц в комментариях к посту . Я поняла, что действительно увлеклась рассказами о преимуществах жизни в деревне и как-то обошла стороной ее трудности и проблемы. А ведь именно трудности - то препятствие, которое многим (сужу по разговорам со своими знакомыми) не дает решиться на переезд. Давайте же попробуем здраво разобраться в этом вопросе, не сгущая краски, но и не надевая «розовых очков».

Жизнь в деревне - это не только радости, но и трудности. Фото автора

Сразу немножко о «терминологии». Лично я предпочитаю слово «трудности» слову «проблемы». Как говорит один мой добрый друг, проблема - это задача, которая не имеет решения, по крайней мере, в заданных условиях. Все остальное - вопросы. Я не столкнулась пока в своей деревенской жизни с чем-либо, подходящим под это определение проблем. Все решаемо - это первое .

Второе - и об этом я, вероятно, буду не единожды напоминать по ходу своих размышлений - мы все очень разные . То, что для одного оказывается в порядке вещей, для другого может стать непреодолимым препятствием. Поэтому вполне естественно, если часть моих наблюдений и замечаний для кого-то будет спорной, хотя я постараюсь придерживаться максимально объективной точки зрения.

Третье: деревня деревне рознь . Есть большие села, поселки городского типа, с нормальной инфраструктурой и вполне благоустроенным бытом. Есть глухие деревеньки, где не то что газ и водопровод - электричество не всегда проведено. И есть «среднестатистические» деревни, в которых жизнь то ли есть, то ли нет - несколько постоянных жителей да приезжающие на лето дачники. Понятно, что их сравнивать очень сложно. А мы и не будем. Хотя мне довелось и в крупном поселке жить, и в затерявшейся среди псковских лесов и болот деревеньке лето провести, и с «дачными» деревнями знакома не понаслышке. Они просто разные - как и мы с вами. И каждый свое выбирает...

На этом позвольте закончить с вступительной частью и перейти собственно к описанию наших трудностей.

1. Дороги

Ничего нового, правда? Между тем, если вы намерены перебраться в деревню на жительство, круглогодичный подъезд к выбранному населенному пункту должен быть - и точка. Исключение делаем лишь для тех, кого манит жизнь отшельника. Но им, скорее всего, эти разговоры о трудностях ни к чему.

Да, конечно, люди живут и там, где с дорогами совсем беда, и я таких людей знаю лично. В деревне, куда 6 лет ездила на дачу, несколько человек живут круглый год. Летом дорога там есть. Через поля, грунтовая, после дождей подчас непроезжая - но есть.


Дорога может быть такой. Фото автора

С наступлением осени все заканчивается. Зимой дороги нет вообще - есть тропинки, которые немногочисленные жители торят, расставляя вешки, чтобы после снегопадов отыскать путь. Продукты - на себе или на волокушах. От автобуса - километра полтора по снегу, и это при том, что все постоянные обитатели деревни уже давно не молоды… А теперь еще, говорят, в окрестностях волки появились - четверых местные уже видели…


И это тоже дорога… Фото автора

Первое время это было даже интересно. Адреналин зашкаливает, когда надо на легковой машине выбираться на шоссе по дороге, где порой даже УАЗы садятся в глину по самые борта… Но нескольких лет регулярного экстрима мне хватило - захотелось все же чего-то более спокойного и предсказуемого.


Но такая дорога точно лучше. Фото автора

В деревню, где я живу сейчас, ведет асфальтовая дорога. Зимой ее регулярно расчищают (тоже немаловажный нюанс, если вы собираетесь переехать в сельскую местность на жительство: есть у нас неподалеку деревни, куда дорога-то есть, но вот грейдер зимой не заходит, и проехать, соответственно, нельзя). Асфальт периодически латают. Дорога - по нашим меркам - очень приличная, во всяком случае, лучше многих улиц в двух соседних областных центрах. И это был один из весомых аргументов, когда я принимала решение о выборе места для жительства.

2. Транспорт

Дорога - это важно, но следом неизбежен второй вопрос: как именно по ней добираться до «цивилизации», будь то магазин, или поликлиника, или место работы. Пешие прогулки полезны для здоровья, однако лично я предпочитаю их как вид досуга, но не передвижения. Велосипед - тоже неплохо, но далеко не в любую погоду.

Был у меня и такой опыт в жизни. Жили в 5 км от райцентра, с которым существовало даже регулярное автобусное сообщение. Да вот беда - регулярным оно было только по расписанию: по жизни то автобус сломается, то (в дачный сезон) придет ПАЗик, набитый «под завязку» пассажирами, и даже не притормозит на остановке… А на работу каждый день надо… Вот мы и ездили в теплое время года на велосипедах. Оно, конечно, бодрит и освежает… Но со временем приедается, скажу я вам, как и «ралли по бездорожью»...


Велосипед - тоже средство передвижения. Фото автора

Мой вывод (с которым можно соглашаться или спорить - это не истина в последней инстанции, отнюдь): если хочется постоянно жить в деревне, нужен автомобиль. В свое время у нас не было возможности решить этот вопрос, и когда я стала работать в городе (а это уже не 5 км, а почти 30 от нашего села), возникли весьма серьезные трудности. Общественный транспорт отчасти упрощает жизнь, но не решает всех проблем - кто сталкивался, думаю, со мной согласятся.

Еще нюанс, который лично для меня имеет значение, - экология. Нынешней весной, когда мы с Аленкой поехали в очередной раз в город, я обратила внимание на снег в одной из деревень: он был черным . Не только на обочинах, где это объяснимо и понятно, но и возле домов, и в садах… Да, там отличное транспортное сообщение - деревня стоит на федеральной трассе, и через нее идет несколько транзитных междугородных автобусных рейсов. Но я не хочу там жить.


А у нас снег белый и пушистый. Фото автора

А у нас снег белый и пушистый - к нам общественный транспорт не ходит. До ближайшей автобусной остановки - 4 км. И я понимаю: если вдруг что-то резко изменится (катастрофически подорожает бензин, или я не смогу водить машину, или произойдет еще что-либо подобное), у нас возникнут большие затруднения. Но идеального решения транспортного вопроса, наверное, и не существует - просто нужно представлять себе различные варианты, обдумывать их, взвешивать и выбирать, осознавая плюсы и минусы каждого из них.

3. Быт

Это, вообще-то, отдельная большая тема. Поскольку деревенский быт от городского отличается в любом случае. В лучшую или в худшую сторону - вопрос риторический, потому как тут у каждого своя правда, и есть в обоих вариантах свои достоинства и недостатки. Но именно бытовая сторона многих пугает, насколько я знаю. Давайте разберемся, насколько все «страшно» в реальности.

Водоснабжение

Ставлю этот вопрос первым, потому что он - с моей точки зрения - в этой теме ключевой. Знаю, что бытует такое мнение: да что там - скважину пробурим, и будем всегда с водой, нет проблем. Но на деле не так-то все просто. Например, все та же деревня, где у меня была дача, стоит на возвышенности, и до водоносного слоя там никому из желающих добуриться так и не удалось. В деревне нет ни одного колодца, источники живительной влаги здесь - родники. Они в изобилии бьют по берегам речки, протекающей у подножия холма, на котором расположились дома.


Родник. Фото автора

Летом мы набирали дождевую воду во все мыслимые и немыслимые емкости - на полив и хозяйственные нужды, - а питьевую носили с родника. В засушливое лето ставили насосы и качали воду - но желающих много, а ресурс ограничен, поэтому запасались поочередно, наполняя, опять-таки, все свободные бочки, баки, ведра и тазики.

Зимой топили снег и носили в больших пластиковых бутылях родниковую воду на чай и супчик. Когда наступает зима, постоянные жители деревни все ходят на один родник - совместными усилиями проще расчищать и протаптывать тропу к нему.


Колодец. Фото автора

Сейчас мы живем там, где и скважину пробурить реально, и даже местный водопровод есть. Деревенский колодец по такому случаю стоит заброшенным.

Откуда брать воду - один из первоочередных вопросов, который стоит задать, выбирая место для своей сельской жизни. Если только нет желания носить ведра на коромысле. Хотя для этого тоже надо знать ответ на вопрос, откуда носить...

Отопление

И это тоже очень серьезно в нашем - далеко не тропическом - климате. Есть газ в деревне - хорошо, одним вопросом меньше: можно поставить газовый котел и жить себе спокойно. Но с газификацией села у нас все далеко не радужно, по моим наблюдениям. И тогда остаются два основных варианта: твердое топливо (дрова, уголь и тому подобное) и электричество.


Печное отопление по-прежнему остается одним из самых надежных вариантов. Фото автора

Я для себя выбрала первый, о чем не жалею. Электрическое отопление, с моей точки зрения, имеет смысл монтировать в качестве резервного - на случай длительного отъезда, допустим, или иных обстоятельств, когда нет возможности топить печь (котел). Электроснабжение на селе бывает нестабильным - нынешней зимой, к примеру, когда внезапно выпавшим снегом пообрывало провода по всей округе. Те из соседей, у кого отопление электрическое, в это время чувствовали себя дома не слишком уютно...

С другой стороны, печь или твердотопливный котел тоже доставляют определенные сложности. Например, зимой я не могу надолго отлучиться из дома - и то, и другое отопительное устройство требуют человеческого участия, чтобы вырабатывать тепло. Проще говоря, дрова подбрасывать надо, иначе огонь погаснет. И если печь еще будет какое-то время хранить тепло, то система водяного отопления (от котла) без постоянного нагрева в морозы может попросту замерзнуть.


Первые деревенские зимы для горожанина могут оказаться непростыми. Фото автора

Дрова, кстати, надо запасать. Желательно вовремя и в достаточном количестве. Тем, кто с рождения живет в деревне, это покажется банальностью, но поверьте - для горожанина первые деревенские зимы могут оказаться непростыми лишь потому, что опыта еще не хватает. Сколько надо дров, чтобы безбедно прожить зиму? Спросите меня об этом два года назад - я бы не смогла ответить. Сейчас - могу, но цена опыта достаточно высока.

Теперь я знаю, что дрова бывают разные по качеству. И даже научилась их колоть. Еще недавно мне это представлялось чем-то запредельно сложным - оказалось, все реально. Но одновременно я поняла еще одну вещь (раз уж мы ведем откровенный разговор о трудностях, было бы ошибкой об этом умолчать): печное отопление (твердотопливный котел от него в этом смысле мало чем отличается) - это физическая работа. И нужно здраво оценивать свои силы, здоровье и возможности.


О дровах тоже нужно знать немало. Фото автора

Кто-то может сам напилить и наколоть дрова, а кому-то и колотые в поленницу сложить - непростая задача. И то, что еще вчера было легким, сегодня может оказаться сложным: вот, к примеру, заболела у меня правая рука - а дрова-то колоть надо, потому как запасы кончились… Хорошо, я левой тоже с инструментом управляюсь, а иначе - совсем тоска. Мелочь - но такие мелочи жизнь ежедневно подбрасывает пачками...

Хозяйственные вопросы

Любой владелец частного дома подтвердит, наверное: хозяйственные, бытовые вопросы здесь не переведутся никогда. В квартире можно однажды сделать классный ремонт и на несколько лет о подобных хлопотах забыть. В своем доме это не удастся, пожалуй, никогда - всегда отыщется то, что нужно подправить, построить, наладить...

Помимо дома, понятное дело, есть еще сад-огород, хозяйственные постройки. Рано или поздно возникает желание завести птиц или скотину - жить в деревне и покупать яйца в магазине нелогично, вроде бы… И все это требует хозяйской руки.


Свой дом внимания требует постоянно. Фото автора

Вот здесь - еще один нюанс, о котором как-то не очень принято говорить. По моим наблюдениям, в деревню чаще стремятся перебраться женщины. Причем, нередко - те из них, кто давно привык со всеми делами управляться без мужской помощи. Девчата, я сама из таких. И скажу честно: да, мы сильные, и мы немало можем сделать сами (может быть, даже все можем!) Но в деревенской жизни многое становится проще, если есть мужская поддержка.

Расскажу одну показательную историю. В деревне, еще на старой даче, у меня как-то сломался водосток, и с навеса вода текла прямо на расположенную под ним клумбу и дорожку, а с дорожки затекала и под навес, где дрова лежали. Словом, надо было что-то с этим делать. Я мучилась, наверное, часа два, пытаясь при помощи проволоки, гвоздей и деревяшек восстановить порушенную конструкцию. Получилось очень средненько - первый же дождь это подтвердил, вернув практически все в исходное состояние. А через неделю приезжаю - у меня водосток на месте стоит, приделан крепко, по-хозяйски… И сосед говорит: «Ты извини, я тут у тебя похозяйничал немного. Смотрел, как ты мучаешься, - сердце кровью обливалось, но времени не было помочь. Вот, на неделе приезжал - сделал»… Без комментариев…

В городе, если потек кран или что-то случилось с проводкой, мы звоним в ЖЭК (или как там сейчас эти конторы называются) и вызываем мастера. В деревне некуда звонить. То есть, может быть, и есть куда - но этим вопросом следует тогда заранее озадачиться: выяснить, какие есть службы, чем они могут помочь, на каких условиях. Нужно очень четко понимать, какие именно хозяйственно-бытовые вопросы вы не можете решить самостоятельно, и что будете делать, если они однажды возникнут (а они возникнут непременно, можете мне поверить!)

4. Общение

Забавно, но один из основных аргументов, который приводили мои друзья и знакомые, пытаясь убедить меня, что затея переехать в деревню - сумасшедшая, звучал так: «Тебе там будет скучно!» Для меня это действительно звучит забавно: я не представляю, как такое может быть. Как сказал кто-то из великих (не ручаюсь за дословность цитаты), «если у человека есть сад и библиотека, ему больше ничего не нужно». А у меня, помимо того, еще и интернет имеется. Я уж не говорю о том, что, когда в доме есть ребенок, скука вообще немыслима. И тем не менее...

Возвращаясь к тому, о чем шла речь в самом начале: люди все разные. Я интроверт по природе своей, и меня общение подчас утомляет. Мне комфортно в одиночестве, и всегда есть чем себя занять. Если хочется человеческого общения - есть телефон, скайп, есть соседи, в конце концов. Лично мне этого более чем достаточно (иногда даже с избытком) - я люблю уединение.


Мне нравится тишина и уединение. Фото автора

Но для человека, которому общение нужно, как воздух и вода, такая ситуация может стать проблемой. Например, у меня есть знакомая, которая не переезжает в деревню, в том числе, по этой причине. Несмотря на то, что сама она там родилась и выросла, что у нее есть хороший дом, и не в «медвежьем углу», а в обжитом селе, где и знакомых полно, и родственники живут неподалеку; несмотря на то, что она уже на пенсии, и работа ее в городе не держит, - она так привыкла быть «в центре событий», участвовать в общественной жизни, что-то организовывать, всегда быть среди людей, что для нее сельское уединение представляется совершенно немыслимым, невозможным.

Впрочем, было бы желание, как говорится… Даже в деревне (если не брать крайние ситуации: например, там всего один житель, и это вы) можно найти и собеседников, и поле для деятельности: познакомиться с соседями, отыскать общие интересы; организовать что-то общественно-полезное - от летнего досуга детей до зимнего спортивного отдыха гостей-горожан. Поэтому «скучно» и «не хватает общения» - это, с моей точки зрения, вопрос больше внутреннего состояния, чем внешних условий. Вы можете со мной не согласиться, но в любом случае, тут тоже есть о чем подумать, прежде чем решиться на переезд.

5. Работа

Это один из первых вопросов, который обычно задают люди, узнав, что я живу в деревне. Спасибо современным технологиям - сегодня есть возможность работать удаленно, через интернет. Причем сфера удаленной работы расширяется семимильными шагами, и качество интернета растет буквально на глазах.

Мне есть с чем сравнивать: 6-7 лет назад в наших краях USB-модемы за пределами города позволяли разве что почту просматривать - страница грузилась тошнотворно долго, и ни о какой работе в таких условиях, естественно, речь идти не могла. Сейчас я могу смотреть видео и скачивать изображения, а для просмотра веб-страниц, общения вообще нет практически никаких технических препятствий.

То же самое и с поиском работы: было время, на «удаленке» работали разве что программисты и веб-разработчики. Сейчас перечень профессий значительно расширился, и список продолжает расти. Единственный (но существенный!) нюанс: озаботиться поиском работы стоит до переезда в деревню, а не после. Хотя бы потому, что на это нужно время, а для жизни нужны деньги.


Сад и огород кормят, но источник дохода все равно нужен. Фото автора

Удаленная работа через интернет - это мой вариант, но он явно не единственный. Я знаю тех, кто живет за счет собственного хозяйства (выращивают на продажу рассаду, цветы, ягоды; держат кур, гусей и коз - продают яйца, мясо и молоко; ну и так далее). Сама в свое время жила в селе, а работала в райцентре - в 5 км от него. То есть, варианты всегда существуют. Причем, тем, кто владеет одной из востребованных на селе профессий, некоторые хозяйства даже в наши дни готовы предложить неплохие условия, включая предоставление жилья или подъемные на строительство. Хотя немало и таких деревень, где во всей округе рабочих мест не сыщешь…

Поэтому, повторюсь, искать приемлемые для себя варианты надо до переезда. И исходить при этом из своих реальных возможностей и способностей. Допустим, я легко справляюсь с выращиванием овощей, ягод - но совершенно не умею продавать результаты своего труда, и все мои попытки заработать в этой сфере заканчивались полным фиаско.

Кстати, не могу здесь обойти стороной еще один немаловажный момент: с финансовой точки зрения жизнь в деревне проще. Во всяком случае, мой опыт говорит именно об этом. В то время, как городские знакомые сокрушаются о том, что будут есть, если потеряют работу, я знаю, что голодными, во всяком случае, мы не останемся - земля накормит. Сравните еще и коммунальные платежи, и транспортные расходы - это весьма серьезные статьи любого семейного бюджета.

6. Дети, их учеба и досуг

Если в семье есть дети, их интересы, безусловно, оказываются в числе приоритетов. Хорошо ли ребенку в деревне? С моей точки зрения - безусловно, хорошо. Но дети - как и взрослые - все разные: у них разные характеры и темпераменты, интересы и увлечения. Поэтому и универсальных рецептов не существует. Остановлюсь лишь на общих моментах.


Деревенская жизнь. Фото автора

Родителей, разумеется, интересует детский сад и школа (в зависимости от возраста ребенка). Насчет детского сада мало что смогу сказать: когда это было для сыновей актуально, мы жили в селе, где детский сад и школа прямо возле дома располагались. Аленкин детсадовский возраст пришелся на городской период. Вариант домашнего воспитания мне нравится, особенно в деревенских условиях, но по опыту знаю: коллектив сверстников детям необходим, домашним ребятишкам впоследствии труднее адаптироваться в школе, им не хватает опыта общения.

Со школой все одновременно и сложнее, и проще. Сложнее, поскольку тут мы, в общем-то, лишены выбора. Отдавать ли малыша в детский сад - решение родителей, а насчет школы подобный вопрос даже не возникает. Хоть в теории у нас и существует возможность семейного образования, на практике реализовать это право очень непросто. А вот самих школ на селе осталось, увы, совсем мало. У нас, к примеру, на весь район лишь одна средняя школа - в райцентре и одна девятилетняя - в соседнем крупном селе. Когда-то и в нашей деревне была большая школа, где учились ребятишки со всей округи. Она давно закрыта, да и в деревнях уже практически никто не живет…


Школа - обязательный этап жизни ребенка и в городе, и в деревне. Фото автора

С другой стороны, все проще, потому как в детском саду может не оказаться мест, а вот в школу по месту жительства ребенка взять обязаны в любом случае. Что касается уровня образования, мое глубочайшее убеждение: на селе часто можно получить более качественные знания, чем в городских учебных заведениях. Во всяком случае, я очень довольна школой, где сейчас учится Аленка, и от души рада тому, что ей тоже здесь все нравится.

Нередко приходится слышать и вопрос, не скучно ли ребенку в деревне. На это одно скажу: смотря какому ребенку. Моя не скучает. Летом съезжаются дачники, многие с детьми, поэтому у нее всегда есть компания - не в своей деревне, так в одной из соседних. А если детей нет, она и со взрослыми найдет о чем поговорить. Во время учебного года - постоянное общение с одноклассниками и друзьями из других классов, кружки, внеклассные занятия. Плюс обязанности по дому, прогулки, книги, от которых ее не оторвешь, - когда скучать?


В деревне некогда скучать. Фото автора

Естественно, дети подрастают, и их интересы могут меняться. Например, у меня старшие сыновья на дачу раньше ездили оба, и поначалу обоим это было интересно. Сейчас старший по-прежнему к деревенской жизни нормально относится, а второму теперь нужны большие города…

7. Здоровье и медицинская помощь

Конечно, лучше быть здоровым, но увы - от болезней никто из нас не застрахован. И здесь тоже все может оказаться не так-то просто. Если раньше ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты) были во многих деревнях и селах, то сейчас за медицинской помощью частенько надо ехать в райцентр, а то и в город.

У нас в райцентре и поликлиника есть, и больница - в целом, грех жаловаться, как говорится. Но в райцентр еще попасть нужно - это в 12 км от нас. И здесь мы возвращаемся к пункту 2: без собственного транспорта многие вопросы решаются гораздо сложнее и дольше. Ну а насчет уровня медицинской помощи… Лично у меня и к городской медицине есть немалые претензии; убеждена, что здесь дело не в географии и даже не в объемах финансирования, а в людях.

В общем, тут тоже две стороны: с одной - в деревне легче и быстрее можно оправиться после недуга, буквально встать на ноги - я свою историю рассказывала, когда писала о том, . С другой стороны, если здоровье стало сильно сдавать, сельская жизнь может оказаться в тягость: выполнять привычную работу по хозяйству все труднее, добраться до врача в случае серьезных проблем непросто. Вот из забирают родственники стариков в города - а те, оторванные от корней, подчас угасают буквально на глазах…

Наверное, еще о многом стоило бы написать, но и так мой рассказ получился довольно пространным. Буду рада, если те, кто живет в деревне, как и я, дополнят его или просто поделятся своими размышлениями о трудностях сельской жизни.