Референдум в Крыму о статусе автономии (2014). Совет при президенте российской федерации по развитию гражданского общества и правам человека Крым референдум 16

Положение о проведении референдума о статусе Севастополя, который был назначен местным горсоветом, готовилось за одну ночь. А до этого надо было уговорить депутатов Совета принять решение о проведении голосования.

Нынешний зампред заксобрания Севастополя Александр Кулагин, среди прочего, отвечал за юридическую подготовку голосования на референдуме в 2014 году.

Он рассказал ForPost, что главной проблемой в тот период было найти общий язык со всеми депутатами горсовета, от которых зависело решение по референдуму.

«Была проблема с тем, что начали обсуждать вопрос проведения референдума в Севастополе с товарищами из горсовета. А у них у каждого было своё видение по формулировкам и написанию Положения о проведении референдуме. Но всё-таки потом пришли к консенсусу, что проводить референдум нужно по аналогии с Крымом. После этого было принято консолидированное решение, что вопросы, которые вынесут на референдум в Севастополе, будут совпадать с вопросами, которые вынесут наши коллеги в Крыму».

По словам Кулагина, самое главное, что горсовет Севастополя (украинский. - Ред. ) принял решение о проведении референдума. Потому что он на тот момент (первая половина марта 2014 года. - Ред. ) был легитимным органом власти.

«И после этого Валерию Медведеву (председателю избиркома Севастополя. - Ред. ) было поручено за ночь подготовить положение о референдуме, что он успешно сделал. Когда самая сложная часть была пройдена, сомнений не оставалось, что с точки зрения закона референдум пройдёт безупречно», - поделился Александр Кулагин.

По словам Валерия Медведева, в тот момент сложным было почти всё; благодаря высокому духовному подъёму на это не обращали внимание.

«6 марта была назначена комиссия по подготовке и проведению референдума, а на следующий день, 7 марта, было указание Центральной избирательной комиссии <из> Киева о том, чтобы закрыть всю базу данных избирателей. Сразу стал вопрос, как же готовить списки избирателей, но в этим справились», - рассказывает Валерий Медведев.

По словам экс-главы Севизбиркома, было определено 192 участка для голосования на референдуме. Они сразу были обеспечены ящиками для голосования, кабинками и бюллетенями на трёх языках: русском, украинском и крымско-татарском.

«Была обеспечена охрана участков. Я поверил, что референдум получится, где-то в 7:45 утра 16 марта, когда проехал по нескольким избирательным участкам. Они ещё не открылись, но уже были большие очереди из числа тех, кто хотел проголосовать. И пошло… К 22:00, когда мы закрыли участки, нам принесли предварительные данные, что явка больше 80%. А из них более 90%, что мы за возвращение в Россию. Это было впечатляюще.

Ну а когда голоса подсчитали, мы увидели, что явка составила 89,5%, а из них 95,6% проголосовали за вхождение Севастополя на правах субъекта в Российскую Федерацию», - вспоминает события марта 2014 года Валерий Медведев.

Павел Истомин
Фото: Газета.ру

16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум по вопросу о статусе полуострова Крым и города Севастополь. В ходе референдума Крым вернулся в состав Российской Федерации. Этому громкому, ставшему уже историческим факту, предшествовали драматические политические события на Украине, начавшиеся ещё осенью 2013 года.

Политический кризис на Украине, разраставшийся от ноября 2013 года к февралю 2014 года, выявил в стране новую силу - радикально настроенных представителей партий и движений националистического толка. Представители этих движений стали движущей силой оппозиции не только в Киеве, но и во многих областях Украины. Их тактика провокационного характера, а также агрессивные действия при противостоянии с органами правопорядка страны привели к массовому кровопролитию в Киеве, а затем, после незаконной отставки президента Украины Януковича, начали с невероятной скоростью распространяться на регионы страны. Это явление было связано с поддержкой националистов в правящей структуре новой власти на Украине. Открытые выступления лидеров оппозиции носили не просто националистический, но и открыто русофобский характер.

На фоне борьбы за власть события в регионах Украины принимали острый оборот. Начал вставать вопрос о необходимости федерализации страны.

Новое правительство Украины категорически отказывалось от рассмотрения вопроса о возможности федерализации и продолжало оказывать давление на своих противников, постепенно доведя ситуацию на востоке Украины до состояния гражданской войны - когда началось противостояние вооружённых формирований вновь образованных Луганской и Донецкой Народных Республик и правительственных войск при поддержке вооружённых формирований националистической направленности.

События в Крыму приняли иной оборот. 27 февраля 2014 года власти Автономной Республики Крым вынесли решение о проведении референдума, назначив его на 25 мая 2014 года. Первоначальный вопрос референдума не включал в себя решение выйти из состава Украины, а лишь предлагал возврат к положениям Конституции 1992 года, предоставлявшим Крыму и его населению более широкие права. Основанием для такого решения был отказ в признании легитимности новой власти, а также резонные опасения за судьбу населения Республики Крым в условиях радикализации политических событий и росте националистических проявлений в среде представителей новых властных структур, потворствующих распространению и деятельности вооружённых формирований фашистского толка.

Дальнейшая эскалация кризиса и угрозы со стороны правительства Украины привели к тому, что в первых числах марта дата референдума была перенесена на 30 марта 2014 года, а уже 6 марта эту дату повторно перенесли на 16 число. В тот же день и на ту же дату референдум аналогичного значения был назначен и в Севастополе. Решения властей Республики Крым и города Севастополь были поддержаны подавляющим большинством населения этих двух регионов. Однако теперь вопрос стоял иначе. Жителям двух регионов предлагалось сделать выбор: либо войти в состав России, либо вернуться к Конституции 1992 года и остаться в составе Украины.

Одновременно с подготовкой к проведению референдума Крымские власти обратились к правительству России с просьбой рассмотреть вопрос о возможности вхождения Крыма в состав Российской Федерации.

На разворачивающиеся события в Крыму последовала соответствующая реакция со стороны Киева, где решения Крымских властей были названы незаконными и ничтожными, а ситуация в Крыму является делом рук России, которая фактически уже оккупировала Крым. Отказались считать законным решение властей Крыма и Севастополя Евросоюз, США и многие другие государства. Отказом в отправке своих наблюдателей за ходом референдума ответила и ОБСЕ, сославшись на то, что подобного обращения не поступало от официальных властей Украины.

11 марта 2014 года властями Крыма и Севастополя была принята «Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя». Министерство Иностранных Дел России не замедлило объявить, что считает Декларацию правомерным решением и «будет уважать результаты свободного волеизъявления народа Крыма и Севастополя в ходе предстоящего референдума».

В день проведения общекрымского референдума, 16 марта 2014 года, проголосовать пришло более 80% избирателей, из них за воссоединение с Россией проголосовало более 90% избирателей.

17 марта по итогам референдума Крым принял постановление о независимости от Украины, а на следующий день состоялось торжественное и волнующее событие - подписание Договора о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. Договор был одобрен российским парламентом, а 21 марта Президент России В.В. Путин подписал закон о ратификации Договора.

16 марта 2014 года состоялся общекрымский референдум по вопросу о статусе полуострова Крым и города Севастополь. В ходе референдума Крым вернулся в состав Российской Федерации. Этому громкому, ставшему уже историческим факту, предшествовали драматические политические события на Украине, начавшиеся ещё осенью 2013 года.

Политический кризис на Украине, разраставшийся от ноября 2013 года к февралю 2014 года, выявил в стране новую силу – радикально настроенных представителей партий и движений националистического толка. Представители этих движений стали движущей силой оппозиции не только в Киеве, но и во многих областях Украины. Их тактика провокационного характера, а также агрессивные действия при противостоянии с органами правопорядка страны привели к массовому кровопролитию в Киеве, а затем, после незаконной отставки президента Украины Януковича, начали с невероятной скоростью распространяться на регионы страны. Это явление было связано с поддержкой националистов в правящей структуре новой власти на Украине. Открытые выступления лидеров оппозиции носили не просто националистический, но и открыто русофобский характер.

На фоне борьбы за власть события в регионах Украины принимали острый оборот. Начал вставать вопрос о необходимости федерализации страны, исходивший, прежде всего, со стороны восточных областей и Крыма, где русофобские настроения новой власти и намерения националистов вызывали справедливые опасения. Население этих регионов, опасаясь открытых угроз представителей «Правого сектора», вооружённые формирования которого начали творить произвол в западных областях Украины и открыто угрожать любым ценностям, каким-либо образом связанным с Россией и общим историческим прошлым наших стран при потворстве со стороны новой власти, перешло от мирных протестов к открытому противостоянию с новой властью.

Новое правительство Украины категорически отказывалось от рассмотрения вопроса о возможности федерализации и продолжало оказывать давление на своих противников, постепенно доведя ситуацию на востоке Украины до состояния гражданской войны – когда началось противостояние вооружённых формирований вновь образованных Луганской и Донецкой Народных Республик и правительственных войск при поддержке вооружённых формирований националистической направленности.

События в Крыму приняли иной оборот. 27 февраля 2014 года власти Автономной Республики Крым вынесли решение о проведении референдума, назначив его на 25 мая 2014 года. Первоначальный вопрос референдума не включал в себя решение выйти из состава Украины, а лишь предлагал возврат к положениям Конституции 1992 года, предоставлявшим Крыму и его населению более широкие права. Основанием для такого решения был отказ в признании легитимности новой власти, а также резонные опасения за судьбу населения Республики Крым в условиях радикализации политических событий и росте националистических проявлений в среде представителей новых властных структур, потворствующих распространению и деятельности вооружённых формирований фашистского толка.

Дальнейшая эскалация кризиса и угрозы со стороны правительства Украины привели к тому, что в первых числах марта дата референдума была перенесена на 30 марта 2014 года, а уже 6 марта эту дату повторно перенесли на 16 число. В тот же день и на ту же дату референдум аналогичного значения был назначен и в Севастополе. Решения властей Республики Крым и города Севастополь были поддержаны подавляющим большинством населения этих двух регионов. Однако теперь вопрос стоял иначе. Жителям двух регионов предлагалось сделать выбор: либо войти в состав России, либо вернуться к Конституции 1992 года и остаться в составе Украины.

Одновременно с подготовкой к проведению референдума Крымские власти обратились к правительству России с просьбой рассмотреть вопрос о возможности вхождения Крыма в состав Российской Федерации.

На разворачивающиеся события в Крыму последовала соответствующая реакция со стороны Киева, где решения Крымских властей были названы незаконными и ничтожными, а ситуация в Крыму является делом рук России, которая фактически уже оккупировала Крым. Отказались считать законным решение властей Крыма и Севастополя Евросоюз, США и многие другие государства. Отказом в отправке своих наблюдателей за ходом референдума ответила и ОБСЕ, сославшись на то, что подобного обращения не поступало от официальных властей Украины.

Подписание Договора о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию. Москва, Кремль, 18 марта 2014 года (Фото: wikipedia.org) 11 марта 2014 года властями Крыма и Севастополя была принята «Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя». Министерство Иностранных Дел России не замедлило объявить, что считает Декларацию правомерным решением и «будет уважать результаты свободного волеизъявления народа Крыма и Севастополя в ходе предстоящего референдума».

В день проведения общекрымского референдума, 16 марта 2014 года, проголосовать пришло более 80% избирателей, из них за воссоединение с Россией проголосовало более 90% избирателей.

17 марта по итогам референдума Крым принял постановление о независимости от Украины, а на следующий день состоялось торжественное и волнующее событие – подписание Договора о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. Договор был одобрен российским парламентом, а 21 марта Президент России В.В. Путин подписал закон о ратификации Договора.

Общекрымский референдум – это историческое событие международного масштаба, независимо от того, признают его, не признают или признают спустя какое-то время другие государства. Это событие – величайший факт свободного волеизъявления народа, а также выдающееся политическое событие в жизни России.

16 марта в Крыму прошел общекрымский референдум. Открытие участков состоялось как и на всех предыдущих выборах в 8 утра, а закрылись в 20.00. Голосование крымчан обеспечивали 1024 участковых комиссии, а также 27 региональных комиссий.

Вопросы на референдуме в Крыму

Согласно официальным данным для проведения референдума распечатали 1,5 млн. бюллетеней, в которых на трех языках предлагалось положительно ответить на один из двух вопросов. Первый вариант предполагал воссоединение Крыма с Россией в качестве субъекта Российской Федерации, а по второму пункту предлагалось восстановить действие Конституции республики Крым, принятой в 1992 году и сохранения статуса Крыма как части Украины.



Пока всему полуострову было предложено два вопроса на референдуме, для Севастополя, как города, имеющего особый статус, предлагался один вопрос – первый, на который нужно было дать ответ да или нет. Соответственно, ответив «да», избиратель отдавал голос за вхождение Крыма в состав РФ, ответив «нет» – голосовал за автономию Крыма в составе Украины.

Прогнозы на референдум в Крыму

Вокруг этого события в информационном поле появлялась разная информация, как призывающе-агитирующая, так и пугающая граждан. Западные политики и вовсе сомневались в том, что референдум вообще состоится. Например, крымско-татарский Меджлис заранее объявил, что этот референдум незаконный, а также о том, что татары не будут принимать в нем участие. Впрочем, в процессе выяснилось что хотя и не массово, но крымские татары все же проходили на участки и голосовали. Как отметили крымские власти, результат референдума будет считаться недействительным при явке избирателей менее 50%. В то же время правительство Крыма заранее прогнозировало высокую явку, а также высокие результаты голосов за первый пункт, согласно которому Крым должен войти в состав РФ. На выходе из участков голосующих встречали представители социологов. Разрешение провести экзит-пол в Крыму было предоставлено лишь Республиканскому институту социологических и политических исследований. Также крымские власти объявили, что на референдуме смогут работать все журналисты, которые выявят желание и зарегистрируются.

Всего освещать события прибыли и были аккредитованы более 600 журналистов, представляющих почти 200 средств массовой информации, а также 135 наблюдателей из 23 государств. В качестве наблюдателей присутствовали в том числе и депутаты парламентов стран Восточной и Западной Европы и европарламентарии. Российская Госдума также прислала 20 своих наблюдателей. На пресс-конференции наблюдатели выразили удивление столь высокой активности избирателей, пришедших на участки. Так в своем интервью депутат парламента Испании заявил, что побывал в трех избирательных участках, на которых было много людей, желающих проголосовать, и, тем не менее, сам процесс шел вполне нормально. Ход голосования в Ялте мониторил депутат Европарламента Иохан Эвальштаднер, который подчеркнул, что на голосующих не производилось никакого давления, о котором твердят западные СМИ. По его мнению, когда бы ни прошел этот референдум, на нем все равно была бы большая явка с высокими результатами, так как люди самостоятельно хотели высказать свое мнение.

Наибольший пик явки традиционно пришелся на утро. В первые два-три часа после открытия проголосовала почти треть граждан. На некоторых участках выстраивались очереди еще до их открытия. Как отмечает МВД Крыма никаких нарушений или провокаций в ходе голосования выявлено не было. Сотрудники крымской милиции всегда готовы обеспечивать правопорядок во время и после референдума и обещают не допускать нарушений впредь. Аналогичные заявления звучали и от крымской власти, которая отметила, что предприняла различные действия для того, чтобы не допустить срыва голосования или провокаций.

Премьер-министр Крыма Сергей Аксенов сделал свой прогноз на референдум в Крыму, предположив, что явка составит 80%. То, что большинство крымчан выскажется за первый пункт, было очевидно сразу, поскольку в Крыму очень сильны пророссийские настроения. И с самого утра люди спешили на свои избирательные участки, чтобы выразить свое давнее желание присоединиться к России.

Законность референдума в Крыму

Несмотря на это, западные государства, а также новая украинская власть отказываются признавать легитимность прошедшего в Крыму референдума. В частности в Киеве завили, что результат этого референдума уже давно были написаны в Москве. Кроме того, киевские политики отмечают, что, несмотря на референдум, Крым останется территорией Украины, которая находится в оккупации, и ссылаются на поддержку такого мнения со стороны мирового сообщества. Так вице-премьер Виталий Ярема отметил, что в Крыму на некоторое время может продлиться сегодняшнее состояние, так как российские войска прибыли в большом количестве и заняли позиции, однако через некоторое время полуостров снова вернется в состав Украины. Западные страны также продолжают давить на Москву. Призывы становятся все жестче, например министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что уже в понедельник главы внешнеполитических ведомств стран ЕС готовы дать решительный ответ.

Легитимность референдума

Напомним, что еще до референдума в Совете безопасности ООН был предложен на голосование проект резолюции, объявляющей Крымский референдум нелегитимным и взывающей к другим государствам не признавать его результаты. Этот документ был вынесен на голосование со стороны США, и за него проголосовали 13 стран, входящих в Совбез. Китай от голосования воздержался, а Россия наложила вето.

Что будет после референдума в Крыму

Согласно данным экзит-пола на вечер 16 марта уже известно, что проголосовало более 82% избирателей, из которых 93% высказались за вхождение Крыма в состав России. В общей сложности в референдуме приняли участие более 1 млн. 250 тыс. человек.

На 8 утра 17 марта, как сообщил председатель комиссии по организации и проведению референдума Крыма Михаил Малышев, обработано 75% бюллетений. За присоединение Крыма к РФ проголосовало 95,7% избирателей.

Нужно отметить, что на случай принятия на референдуме пункта о вхождении в состав России крымский парламент уже обратился с соответствующей просьбой к Российской Федерации. Спикер крымского парламента Владимир Константинов уточнил, что в случае одобрения этого варианта на референдуме вопрос поступит на рассмотрение в Госдуму, решение которой должен одобрить Совет федерации и подписать президент. Крымские власти ожидают, что весь этот процесс уложится в две недели.

Пока в Украине предполагают, что полуостров вскоре вернется обратно к ней, в самом Крыму надеются на полноправное вхождение в состав России на правах субъекта Российской федерации. Предварительные результаты референдума указывают именно на это. Однако окончательное решение – за РФ.

16 марта 2014 года в Крыму было организовано голосование («референдум»). Мы попросили социального географа Александра Киреева , оставив в стороне все юридические и политические вопросы, оценить опубликованные результаты с точки зрения их статистического правдоподобия.

Для того, чтобы статистически проверить результаты референдума в Крыму «на чистоту», у нас, признаться, не так много данных. Но те, что есть, говорят о том, что явка и результаты в Крыму были сфальсифицированы. Сразу оговорюсь, что я не знаю, насколько они были сфальсифицированы и какими были настоящие результаты, но цифры однозначно указывают на манипуляции.

Во-первых, у нас есть цифры по динамике явки. Она совершенно неправдоподобная и противоречит электоральной практике. Каждый из нас может пойти проголосовать в любое время, пока открыты избирательные участки. Но когда на выборы ходят тысячи людей, то в их поведении уже будут закономерности. Не могут все люди явиться на участки, скажем, с полудня до 3 часов дня, а в остальные часы - нет.

Динамика явки (не путать с самой явкой) на референдуме крайне странно разнилась по районам (см. таблицу), причем даже внутри самого Симферополя. Если в Железнодорожном районе столицы Крыма в последние два часа перед закрытием на участки пришли 1,8% от всех проголосовавших за день, то в Киевском и Центральном районах - 14%. Как такую разницу можно объяснить? Если бы такой случай был единичным, то его можно было бы как-то обосновать, но подобный «винегрет» из динамики явки наблюдается по всему полуострову.

Скажем, в Евпатории с 15 до 18 часов на участки пришли 9% от проголосовавших за день, а за последние два часа перед закрытием - уже 20%. Повсеместно явка была очень высокой утром, что и понятно: чем важнее выборы, тем выше явка в первой половине дня, люди стремились быстрее прийти и проголосовать. Но если утром такая высокая явка, то после обеда должно идти затухание явки. Может быть погода (а она была плохой) внесла коррективы? Тоже нет. Такая разная динамика явки наблюдается на всем полуострове буквально в соседних местах (Евпатория, Саки и Сакский район) и, как сказано выше, даже в пределах одного города Симферополь.

Во-вторых, предварительные результаты в Крыму противоречат официальным. По данным обработки 75% протоколов комиссий референдума, за воссоединение с Россией проголосовало 95,7% жителей Крыма, принявших участие в референдуме. Такие данные в комментарии ИТАР-ТАСС огласил глава комиссии Верховного Совета Крыма по проведению референдума Михаил Малышев. Это без учета Севастополя . А официальные результаты по Крыму после обработки 100% бюллетеней по Крыму без Севастополя таковы: 96,6% были за вхождение в состав России .

Каждый может рассчитать сам, какой же процент за вхождение в состав России должен был быть в оставшихся 25% протоколов, если после обработки 75% протоколов только 95,7% было «за», а финальный результат показал 96,6-процентное единодушие. Если принять эти данные за истинные, то получим, что в последних 25% протоколов было 99,3% за Россию.

Может, в последней четверти протоколов показаны итоги голосования людей из районов Крыма, где более 99% жителей были за воссоединение с Россией? Однако нет. Чтобы убедиться в этом, посмотрим на результаты крымского референдума по районам . В статистике, опубликованной на сайте «Коммерсанта», показаны голоса только за Россию, а еще было бы интересно знать, сколько голосов было за то, чтобы остаться в рамках Украины, и каково число недействительных бюллетеней. Однако даже из этой статистики видно, что ни в одном районе за вхождение в состав России не было больше 98,1%. Спрашивается: как такое могло получиться, что в оставшихся 25% протоколов результат за Россию был 99,3%? Такого быть не может.

Самое смешное, что после подсчета 75% бюллетеней председатель избиркома Крыма озвучил процент недействительных бюллетеней: он составил 1,1%. А из итоговых данных мы узнали, что он составил 0,72% . Математически это совершенно невозможно! Я считаю это сильным аргументом в пользу того, что результаты крымского референдума были не просто сфальсиифицированы, а нарисованы: на мой взгляд, итоговые цифры рисовали и делали это поспешно.

Даже если забыть обо всем сказанном, то сами результаты по районам вызывают сомнения. Так, за воссоединение с Россией везде было около 97% кроме Черноморского района, где положительно на первый вопрос референдума ответили всего 71,3% жителей! Получается, что за то, чтобы остаться в рамках Украины, по всем районам Крыма было лишь 2-3% жителей, а в Черноморском - больше 25% (плюс небольшой процент недействительных бюллетеней). В 10 раз больше! Но может быть Черноморский район какой-то особенный? Тоже нет. Обычный район, скорее даже типичный. Процент крымских татар там как раз средне-крымский, процент голосования за «оранжевые» партии Украины на прошлых выборах тоже средний. Откуда вдруг тогда такой особый результат на этом референдуме?

К сожалению, у нас до сих пор нет официальных результатов референдума по районам, не говоря уже про голосование на отдельных участках. Не хватает данных для анализа. Более того, даже не очевидно, какой результат референдума является официальным. Скажем, для Крыма без Севастополя были озвучены две разные цифры окончательного процента «за Россию»: после обработки 100% бюллетеней была опубликована цифра 96,6%, а потом 96,77% была дана как окончательная .

Еще одна странность: если принять цифры 95,7% после обработки 75% протоколов и 96,77% как итог за истинные, то результат «за Россию» в оставшейся четверти протоколов должен был составить 100%. Сторонний эксперт может предположить, что возможно избирательным комиссиям просто надоело считать голоса, и все оставшиеся протоколы они просто записали «за Россию»?

Наконец, даже результаты экзит-полла, проводившегося Крымским республиканским институтом политических и социологических исследований, существенно отличаются от официальных результатов. По нему 7% опрошенных проголосовали за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины . По результатам же референдума таких было всего 2,5%.

Но разве это большая разница? Да, большая, ведь экзит-полл проходил на 150 участках референдума АР Крым и 50 участках Севастополя. Всего было опрошено 59 111 чел. Это большая выборка для такого региона. Разница между официальными данными по референдуму и экзит-поллом явно выходит за пределы статистической погрешности.